Общие сведения
Код: 03.008Оказание социально-психологического сопровождения и психологической помощи населению
Основная цель вида профессиональной деятельности
Улучшение психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп, профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в их поведении
Группа занятий
1344.
Руководители служб в сфере социального обеспечения
2634.
Психологи
Отнесение к видам экономической деятельности
87.20
Деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым
87.90
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая
88.10
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам
88.99
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки
Функциональная карта вида профессиональной деятельности
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
Наименование
Код
Уровень квалификации
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Ответственная организация-разработчик: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», город Москва
Ректор Марголис Аркадий Аронович
Ректор Марголис Аркадий Аронович
1
АНО «Центральный научно-исследовательский институт русского жестового языка», город Москва
2
АНОО ВО «Институт социального образования», город Воронеж
3
ГБОУ Московской области «Академия социального управления», город Москва
4
ГБУ «Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства «Отрадное» Департамента социальной защиты населения, город Москва
5
ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет», город Москва
6
Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», город Москва
7
ООО Консалтинговая группа «Инновационные решения», город Барнаул
8
Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва
9
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», город Екатеринбург
10
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, город Москва
11
ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, город Санкт-Петербург
12
ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, город Москва
Характеристика обобщенных трудовых функций
1. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по социально-психологическому сопровождению и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам»
Возможные наименования должностей, профессий
- Психолог в социальной сфере
- Психолог
- Практический психолог
- Социальный психолог
- Клинический психолог
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование – бакалавриат
- или
- Высшее образование – бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности
Требования к опыту практической работы
- –
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики
–Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Психолог
ОКСО 2016
5.37.03.01
Психология
ОКСО 2016
5.37.03.02
Конфликтология
ОКСО 2016
6.44.03.02
Психолого-педагогическое образование
ОКПДТР
25883
Психолог
1.1 Трудовая функция
Психологическое и социально-психологическое сопровождение граждан и социальных групп
Трудовые действия
- Информирование социального окружения о средствах и методах психологической поддержки граждан, в том числе посредством современных информационных технологий (создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях)
- Проведение комплексной психологической диагностики с целью оценки структуры личности, наличия патопсихологических особенностей, бытовых и профессиональных навыков, потребностно-мотивационной и эмоциональной сфер, а также для инвалидов (детей-инвалидов) – психологической готовности к реабилитации или абилитации
- Определение основных направлений психологической и социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования
- Выявление условий, затрудняющих становление личности граждан, и коррекция их посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации (абилитации)
- Подготовка психологических заключений и предоставление консультаций по результатам психологического обследования гражданам, в том числе родителям (законным представителям) детей до 18 лет
- Разработка и реализация плана оказания адресной социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния граждан для адаптации в социальной среде на основе индивидуальной программы предоставления социальных услуг и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, ребенка-инвалида
- Разработка и реализация плана социально-психологического сопровождения и оказания психологической помощи получателям социальных услуг, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе инвалидам (детям-инвалидам) в целях повышения реабилитационного потенциала и личностного развития
- Оказание психологической помощи и поддержки гражданам и социальным группам – получателям срочных социальных услуг, услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) посредством социально-психологического и психологического консультирования
- Оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия) лицам, находящимся в кризисном или остром психологическом состоянии, направленной на развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принимать на себя ответственность
- Психологическое сопровождение процесса реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов
- Коррекция неадекватных проявлений внутренней картины болезни и инвалидности, формирование у инвалидов (детей-инвалидов) психологической направленности на реабилитацию и абилитацию
- Реализация психокоррекционной работы с целью адаптации граждан в среде обитания (обществе), преодоления или ослабления отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении
- Разработка прогноза и рекомендаций коррекционной работы
- Проведение психологических тренингов по формированию и развитию личностных качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации
- Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения
- Осуществление социально-психологического патронажа в соответствии с планом-графиком посещений
- Разработка и реализация тематических планов и/или программ работы групп взаимоподдержки, клубов общения, курирование групп взаимоподдержки, клубов общения и руководство их работой с целью оказания помощи гражданам (социальным группам) в выходе из состояния дискомфорта, поддержания и укрепления психического здоровья, повышения стрессоустойчивости, уровня психологической культуры в сфере межличностных отношений и общения
- Осуществление мер психологической поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе разработка рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния
- Проведение профориентационной работы в соответствии с требованиями стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования
- Обеспечение конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о физических лицах
- Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее представления
Необходимые умения
- Разрабатывать планы реализации психологического сопровождения, психологических услуг и психологической помощи гражданам и социальным группам
- Применять методы психологического консультирования, психологической диагностики
- Консультировать ближайшее окружение инвалидов (детей-инвалидов) по вопросам психологической реабилитации и абилитации, обучать их способам применения полученных знаний по психологической реабилитации в домашних условиях
- Выявлять и анализировать психическое состояние и индивидуальные психологические особенности личности, влияющие на поведение и взаимоотношения с окружающими людьми
- Определять в ходе беседы имеющиеся у получателя социальных услуг проблемы и диагностировать уровень его мотивации к их преодолению
- Составлять программы психологической реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов и граждан, реализующих раздел индивидуальной программы реабилитации или абилитации, по социальной, профессиональной реабилитации
- Подбирать и применять набор диагностических методик и диагностического инструментария в соответствии с возрастными особенностями личности
- Оказывать комплексные услуги медико-социальной реабилитации и абилитации совместно с членами мультидисциплинарной бригады
- Подбирать и применять методы создания условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в развитии личности
- Анализировать полученные в результате диагностики данные, составлять психологическое заключение
- Разрабатывать мероприятия по психологической реабилитации в программу реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов
- Проводить коррекционные мероприятия в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы на основе современных методик, форм и методов
- Оценивать эффективность проведенных коррекционных мероприятий
- Фиксировать результаты проведения психологической коррекции в рабочей документации
- Проводить психологический тренинг с целью снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности; привития социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности; формирования адаптации к изменяющимся условиям, мотивации членов их семей на ведение здорового образа жизни
- Проводить мероприятия по повышению мотивации безработных граждан к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству; снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации; повышению адаптации к существующим условиям
- Проводить работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности граждан
- Проводить занятия в целях снятия состояния острого психологического дискомфорта/стресса, снижения психологического дискомфорта и уровня агрессии/страха
- Оказывать психологическую поддержку лицам для выхода из трудных жизненных ситуаций
- Разрабатывать программы индивидуальной работы с учетом конкретных профессиональных задач
- Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
- Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц
- Использовать современные технологии работы с базами данных и информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами)
- Оформлять профессиональную документацию и отчетность
Необходимые знания
- Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения граждан и социальных групп, психологической помощи гражданам и социальным группам
- Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
- Программы, направленные на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи; порядок разработки и реализации индивидуальной программы ранней помощи
- Методы и способы оценки психического состояния людей
- Методики (инструкции, программы) организации и проведения коррекционных мероприятий в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями
- Методики применения специального оборудования и компьютерных программ при проведении диагностики и коррекции психологического состояния личности
- Методы мотивации к активности, здоровому образу жизни, психологической поддержки жизненного тонуса личности
- Основные методы содействия в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов личности для выхода из кризисного состояния
- Методы формирования мотивации к труду и обучению
- Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), психологические аспекты рискологии, психология горя, потери, утраты
- Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)
- Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психология этнических общностей, конфликтология
- Психология семьи и семейных отношений (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений)
- Психология зависимости, девиантология
- Возрастная психология, основы геронтологии
- Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)
- Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)
- Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации
- Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
- Типологии проблем разной этиологии (социальных, социально-медицинских, социально-правовых, педагогических) у граждан
- Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп
- Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации
- Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)
- Основы проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, эффекты)
- Современные требования к отчетности и качеству представления документации
- Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными физических лиц
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдать требования профессиональной этики1.2 Трудовая функция
Психологическая помощь семьям с детьми и их социально-психологическое сопровождение
Трудовые действия
- Разработка и реализация индивидуальных программ психологического сопровождения граждан, в том числе законных представителей несовершеннолетних детей
- Консультативная, психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение лиц из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот
- Психологическое консультирование родителей или лиц, их замещающих, по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в преодолении социально-психологических проблем
- Реализация психологической помощи, направленной на активизацию потенциала членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и/или реабилитации (абилитации)
- Оказание психологической помощи и социально-психологического сопровождения семьям, воспитывающим детей-инвалидов
- Психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации
- Оказание профилактической психологической помощи семье и ребенку
- Установление и поддержание необходимых контактов, в том числе с членами семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации, учебными заведениями или работодателями
- Формирование совместно с ведомствами социально-реабилитационного пространства, в том числе с участием ближайшего окружения семей с детьми
- Разработка рекомендаций и проведение занятий с целью содействия семьям с детьми в развитии навыков, необходимых для решения социальных и личных проблем
- Проведение психологического обследования семей с детьми (в том числе, анкетирования и тестирования)
- Проведение психологической подготовки кандидатов в замещающие семьи, а также психологической подготовки детей к устройству в замещающую семью
- Подготовка психологического заключения о возможности стать замещающими родителями
- Оказание консультационной психологической помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка
Необходимые умения
- Устанавливать контакт с разными категориями семей с детьми, в том числе с использованием русского жестового языка
- Подбирать эффективные формы и методы психологической помощи семьям с детьми в соответствии с поставленными задачами
- Разрабатывать и реализовывать программы в форме групповых и индивидуальных психологических занятий для семей с детьми по вопросам отклонений в поведении и развитии детей (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры)
- Проводить консультирование по психологическим проблемам функционирования замещающих семей
- Применять способы и методы психологической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов
- Разрабатывать рекомендации по организации социально-реабилитационного пространства для семей с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и согласовывать их со специалистами межведомственной группы и ближайшим окружением семьи
- Оказывать психологическую поддержку семьям с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации
- Проводить психологические и социально-психологические мероприятия по активизации собственных реабилитационных ресурсов членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и (или) реабилитации
- Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи семьям с детьми
- Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц
- Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей
- Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения, психологической помощи семьям с детьми
- Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
- Порядок предоставления социальных услуг
- Основы социальной психологии, психологии малых групп, психологии личности
- Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)
- Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях
- Основы русского жестового языка как лингвистической системы
- Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
- Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения развития), педагогическая психология, основы геронтологии, психодиагностика, патопсихология
- Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)
- Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм
- Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении
- Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей
- Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания, в том числе социокультурные группы глухих)
- Инструментарий, методы работы с семьей
- Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации
- Границы компетенции разных специалистов, работающих с семьей, границы автономности семьи / вмешательства со стороны специалистов
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдать требования профессиональной этики
Принимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью
1.3 Трудовая функция
Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия отдельных лиц и социальных групп
Трудовые действия
- Проведение мероприятий по профилактике асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, подростковой и молодежной преступности
- Проведение мероприятий по информационно-психологической безопасности личности в информационном обществе
- Проведение работы по психологической поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении
- Разработка плана мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних
- Информирование общественности о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», телефоны службы анонимного консультирования абонентов
Необходимые умения
- Разрабатывать психолого-педагогические программы профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми
- Проводить социально-психологическую профилактику и коррекцию девиаций и аддикций поведения, программы коррекции и предупреждения асоциального поведения, в том числе с использованием русского жестового языка среди неслышащих
- Разрабатывать методические материалы по реализации программ профилактической психологической работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
- Применять современные технологии социально-психологической профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми
- Оказывать индивидуализированную психологическую помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, на основе приоритета воспитания ребенка в родной семье
- Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
- Разрабатывать программы профилактики интернет-зависимости у подростков, предупреждения рисков их вовлечения в социально неодобряемые действия и противоправную деятельность
Необходимые знания
- Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения, психологической помощи семьям с детьми
- Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
- Меры профилактики асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, подростковой и молодежной преступности
- Меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Меры профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в социальной сфере в соответствии с современными цивилизационными вызовами
- Меры профилактики интернет-зависимости у подростков, предупреждения рисков их вовлечения в социально неодобряемые действия и противоправную деятельность
- Методы индивидуализированной психологической помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации
- Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
- Основы социальной и психологической реабилитации
- Основы русского жестового языка как лингвистической системы
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдать требования профессиональной этики1.4 Трудовая функция
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологическое сопровождение профессиональной деятельности
Трудовые действия
- Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, планов психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности
- Проведение в трудовом коллективе опросов и исследований в связи с должностными обязанностями
- Выявление и анализ неблагоприятных психологических факторов в профессиональной деятельности
- Проведение с сотрудниками психологической работы, включающей формирование психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач, психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов
- Осуществление профилактики межличностных и межгрупповых конфликтов на основе изучения факторов, влияющих на эффективность и качество труда, работоспособность и удовлетворенность работников
- Проведение психологических тренингов в целях повышения эффективности работы сотрудников организации (тренинги командообразования, групповой сплоченности)
- Оказание индивидуальной психологической помощи специалистам органов и организаций социальной сферы в предупреждении и разрешении профессиональных и личностных проблем
- Проведение адресной работы по повышению социально-психологической компетентности, коррекции неадаптивного поведения и эмоциональных расстройств
- Выявление потребностей обучения и развития персонала организаций
- Осуществление сопровождения различных форм профессионального обучения
- Консультирование по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом
- Разработка и реализация в пределах должностных обязанностей программы инструктирования персонала организации (учреждения) по вопросам оказания на объекте помощи инвалидам (детям-инвалидам) и маломобильным группам населения
- Разработка рекомендаций по предупреждению негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев
Необходимые умения
- Осуществлять документационное и методическое сопровождение деятельности по оказанию психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности
- Планировать и проводить комплексную психологическую диагностику работников органов и организаций социальной сферы для определения особенностей психической сферы, включая интеллект, способности, склонности, возможности
- Проводить психологическую подготовку персонала применительно к конкретным видам задач, в том числе по формированию психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов
- Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности персонала организаций в соответствии с требованиями к виду профессиональной деятельности
- Применять на практике методы андрагогики, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи сотрудникам и повышения эффективности профессиональной деятельности
- Определять и оптимизировать факторы, влияющие на удовлетворенность работников условиями труда и их мотивацию к профессиональному росту
- Проводить оценку эффективности оказания психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности
- Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
- Оформлять документацию, осуществлять служебную переписку в соответствии с требованиями к документам
Необходимые знания
- Нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи в организациях социальной сферы
- Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
- Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность)
- Порядок предоставления социальных услуг
- Методы и способы психодиагностики и психологического консультирования, обучения взрослых
- Методы общей психологической подготовки сотрудников
- Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
- Основные теории оказания психологической помощи персоналу организаций
- Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров
- Психология личности, организационная психология, психология управления, психология маркетинга, конфликтология
- Прикладная психология
- Основы геронтологии, психологии общения
- Требования к конфиденциальности информации, хранению и использованию персональных данных
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдать требования профессиональной этикиХарактеристика обобщенных трудовых функций
2. Обобщенная трудовая функция «Организация предоставления и управление предоставлением социально-психологического сопровождения и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам»
Возможные наименования должностей, профессий
- Начальник отдела
- Руководитель центра
- Руководитель службы
- Директор центра психолого-педагогической поддержки
- Руководитель центра психологической поддержки
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование – специалитет или магистратура
- или
- Высшее образование – специалитет или магистратура (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности
Требования к опыту практической работы
- Не менее трех лет в сфере социальной защиты и социального обслуживания или в сфере образования
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики
–Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Начальник отдела социального развития
ОКСО 2016
5.37.04.01
Психология
ОКСО 2016
5.37.04.02
Конфликтология
ОКСО 2016
6.44.04.02
Психолого-педагогическое образование
ОКСО 2016
5.37.05.01
Клиническая психология
ОКСО 2016
5.37.05.02
Психология служебной деятельности
ОКСО 2016
6.44.05.01
Педагогика и психология девиантного поведения
ОКПДТР
24705
Начальник отдела (функционального в прочих областях деятельности)
ОКПДТР
26166
Руководитель педагогических программ
2.1 Трудовая функция
Организация предоставления социально-психологического сопровождения социально уязвимым слоям населения и получателям социальных услуг и оказания им психологической помощи
Трудовые действия
- Разработка планов предоставления социально-психологической помощи получателям социальных услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения, осуществление контроля за их реализацией
- Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социально-психологической помощи
- Координация, планирование предоставления социально-психологической помощи детям, их родителям (законным представителям), молодежи в целях повышения психологической защищенности молодого поколения
- Контроль за предоставлением социально-психологической помощи детям, их родителям (законным представителям), молодежи в целях повышения психологической защищенности молодого поколения
- Координация, планирование психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей
- Контроль за психологической реабилитацией несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей
- Оказание помощи в создании оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей, нуждающихся в социально-психологической защите
- Обеспечение и контроль повышения профессиональной компетенции и квалификации специалистов, оказывающих социальные услуги
- Организация и контроль проведения работы по психологическому консультированию, в том числе по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья
- Организация работы по проведению диагностики состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
- Организация и контроль обеспечения конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о клиенте
- Обобщение полученной информации, формирование прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
- Разработка программ психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
Необходимые умения
- Применять принципы и методы управления деятельностью по предоставлению социально-психологических услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения
- Разрабатывать нормативные требования к реализации разных видов социально-психологического сопровождения и психологической помощи (консультирование, диагностика, коррекция, профилактика и просвещение)
- Применять технологии управления в области психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей
- Разрабатывать систему мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, психологическую поддержку детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении, обеспечивать и контролировать их реализацию
- Применять методы сбора и анализа данных исследования динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
- Управлять механизмом формирования прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
- Разрабатывать программы профилактической и психокоррекционной работы, направленные на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
- Устанавливать и поддерживать контакты с образовательными организациями, социальными службами, учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел, учреждениями уголовно-исполнительной системы (следственными изоляторами, воспитательными колониями и уголовно-исполнительными инспекциями)
- Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
- Оформлять необходимую документацию, отчетность, служебную переписку в соответствии с требованиями
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами)
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи
- Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления социально-психологической помощи
- Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
- Менеджмент организации, психология управления и правила управления персоналом
- Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне
- Методы организации предоставления и управления предоставлением социально-психологического сопровождения и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам
- Система социальных служб на территории, инфраструктура социальной защиты детства
- Стандарты оформления документации, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
- Система профилактики негативных социальных явлений, подростковой и молодежной преступности
- Система психологической помощи по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья
- Методы диагностики обстоятельств, вызывающих потребность в социальном обслуживании, нарушений социализации, реабилитации
- Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
- Методы и методики, способы и технологии психологической работы, их отличия, специфика их применения
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдать требования профессиональной этики2.2 Трудовая функция
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп
Трудовые действия
- Разработка программ и плана-графика проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц (социально-психологического патронажа) на основе индивидуальной программы сопровождения
- Разработка и утверждение целей и задач проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц, определение необходимого методического инструментария
- Организация проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц и анализа полученных данных
- Разработка психологических рекомендаций по минимизации социальных рисков
- Проведение оценки эффективности работы специалистов социальной сферы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания
- Учет и фиксация проведенных работ в документации
Необходимые умения
- Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности
- Разрабатывать методы психологической оценки в целях мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания
- Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи лицам по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания с целью снижения социальной и психологической напряженности
- Разрабатывать аналитические материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания
- Организовывать профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности среды проживания
- Организовывать индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности среды проживания
- Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
- Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи
- Порядок предоставления социальных услуг
- Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
- Основы психологической безопасности среды
- Социальная психология, психология малых групп
- Психология личности
- Психология кризисных состояний
- Психология экстремальных ситуаций, психологические основы рискологии, психология горя, потери, утраты
- Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения
- Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
- Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды
- Современные направления молодежных движений
- Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
- Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
- Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдать требования профессиональной этики2.3 Трудовая функция
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения
Трудовые действия
- Разработка программы психологического просвещения населения
- Подготовка информации (буклетов, бюллетеней, листовок) о перечне психологических услуг и возможности их получения
- Проведение мероприятий научно-практического, методического, организационного и обучающего характера по проблемам психологического просвещения, повышения уровня базовых психологических знаний населения
- Организация психологического просвещения и консультирования граждан, направленного на формирование сознательного подхода к выбору профессии на основе комплексного изучения личности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, интересов, склонностей
- Организация работы по созданию системы психологического просвещения работников органов и организаций социальной сферы
- Организация и проведение бесед, лекций, встреч с гражданами с целью формирования у них потребности в психологических знаниях (основах самопознания, самовоспитания, закономерностей и условий благоприятного психического развития) и их использовании в интересах развития собственной личности или в интересах близких людей
- Организация просветительной работы по профилактике негативных явлений, подростковой и молодежной преступности
- Организация просветительной работы по психологическим основам противодействия угрозам современной информационно-телекоммуникационной среды
- Подготовка для средств массовой информации сведений о психологических услугах в социальной сфере (пресс-релизы, интервью, передачи на теле- и радиоканалах)
- Разъяснение различных психологических технологий работы с подростками и молодежью специалистам системы социальной защиты, органов образования, правоохранительных органов и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Организация групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг
- Привлечение к участию в психологическом просвещении граждан, успешно завершивших программы психологической помощи
- Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях ее совершенствования, разработки и распространения методических рекомендаций
- Учет и фиксация проведенных работ в документации
Необходимые умения
- Анализировать обращения и запросы населения, учреждений социального обслуживания населения по вопросам психологического просвещения
- Разрабатывать план и программу психологического просвещения с учетом результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды
- Создавать информационные материалы в целях психологического просвещения населения
- Осуществлять организацию мероприятий, проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации граждан в получении психологической помощи
- Проводить психологическую информационно-просветительную деятельность среди населения
- Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги)
- Применять методы преодоления коммуникативных, образовательных, этнических, конфессиональных барьеров и барьеров в проведении психологического просвещения
- Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
- Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностей оказания психологических услуг
- Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека
- Применять современные технологии работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами
- Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи
- Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание социальных услуг, услуг по реабилитации и/или абилитации инвалидов
- Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы
- Порядок предоставления социальных услуг
- Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
- Психология личности, основы геронтологии, психологии общения, психодиагностика, патопсихология
- Социальная психология, психология малых групп
- Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)
- Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
- Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды
- Технологии психологической работы с десоциализированными группами подростков и молодежи
- Современные направления молодежных движений
- Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
- Психология кризисных состояний, психологические аспекты рискологии, психология горя, потери, утраты
- Психология экстремальных ситуаций
- Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдать требования профессиональной этики2.4 Трудовая функция
Подготовка и координация работы межведомственных групп по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам
Трудовые действия
- Создание условий для выявления проблем межведомственного характера в социальной сфере
- Подготовка предложений по формированию мультидисциплинарной группы специалистов для оказания комплексной социальной, в том числе психологической, помощи отдельным лицам и социальным группам
- Разработка совместно со специалистами междисциплинарного профиля программ оказания комплексной, в том числе психологической, помощи и социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам на основе межведомственного взаимодействия
- Консультирование и психологическая подготовка специалистов по основам межведомственного взаимодействия и предоставления психологической помощи, оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам
- Проведение психологической оценки эффективности деятельности специалистов по предоставлению психологической помощи, оказанию социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам в ходе межведомственного взаимодействия
- Привлечение профильных специалистов – переводчиков русского жестового языка с целью оказания адресной помощи лицам с нарушением слуха
- Учет и фиксация в документах результатов работы
Необходимые умения
- Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов к межведомственному характеру работы в соответствии с поставленными задачами
- Разрабатывать программы подготовки специалистов по основам межведомственного взаимодействия в ходе оказания социальной, в том числе психологической, помощи и социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам
- Осуществлять подготовку специалистов по межведомственному взаимодействию с учетом их уровня квалификации
- Оценивать необходимость привлечения переводчика русского жестового языка в случае недостаточного уровня владения жестовым языком у штатных специалистов
- Консультировать отдельных специалистов по вопросам межведомственного взаимодействия
- Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
- Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами для решения вопросов организации межведомственного взаимодействия, предоставления психологической помощи, оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи
- Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья
- Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
- Социальная психология, психология малых групп
- Методология командной работы
- Порядок предоставления социальных услуг
- Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
- Психология личности
- Психология управления, организационная психология
- Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств
- Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств
- Методы активизации социальных, психологических ресурсов для подготовки специалистов межведомственного взаимодействия
- Техники эффективной коммуникации со специалистами
- Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения)
- Технология разрешения конфликтов
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдать требования профессиональной этикиДругие специальности:
- Специалист по проектированию термического оборудования атмосферного давления
- Композитор
- Работник по организации эксплуатации тепломеханического оборудования тепловой электростанции
- Специалист по организации деятельности по обслуживанию пассажиров и посетителей в железнодорожном агентстве
- Специалист по производству агломерата
- Специалист казначейства банка
- Специалист по управлению проектом сооружения объектов использования атомной энергии
- Специалист по оперативно-диспетчерскому управлению железнодорожными перевозками
- Специалист по приему и обработке экстренных вызовов
- Специалист по эксплуатации гибких производственных систем в машиностроении
- Врач-рентгенолог
- Системный аналитик
- Специалист по транспортному обслуживанию грузовых перевозок на железнодорожном транспорте
- Оператор установки дезактивации
- Специалист по регистрации скважинных геофизических данных (в нефтегазовой отрасли)
- Специалист по приему, хранению и отгрузке нефти и нефтепродуктов
- Специалист ведомственной охраны объектов нефтегазовой отрасли
- Инженер-конструктор по электрике в ракетно-космической промышленности
- Работник по управлению и обслуживанию моторвагонного подвижного состава
- Специалист в области разработки, сопровождения и интеграции технологических процессов и производств в области биотехнических систем и технологий
- Машинист весоповерочного вагона
- Врач – детский уролог-андролог
- Инженер по приборам ориентации, навигации и стабилизации летательных аппаратов в ракетно-космической промышленности
- Специалист по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов нефтегазовой отрасли
- Работник по эксплуатации электролизных установок тепловой электростанции