Психолог в социальной сфере

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 14.09.2023 № 716н
Регистрационный номер:
12

Общие сведения

Код: 03.008
Оказание социально-психологического сопровождения и психологической помощи населению

Основная цель вида профессиональной деятельности

Улучшение психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп, профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в их поведении

Группа занятий

1344.
Руководители служб в сфере социального обеспечения
2634.
Психологи

Отнесение к видам экономической деятельности

87.20
Деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым
87.90
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая
88.10
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам
88.99
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки
Функциональная карта вида профессиональной деятельности

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
Наименование
Код
Уровень квалификации

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ответственная организация-разработчик: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», город Москва
Ректор Марголис Аркадий Аронович
1
АНО «Центральный научно-исследовательский институт русского жестового языка», город Москва
2
АНОО ВО «Институт социального образования», город Воронеж
3
ГБОУ Московской области «Академия социального управления», город Москва
4
ГБУ «Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства «Отрадное» Департамента социальной защиты населения, город Москва
5
ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет», город Москва
6
Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», город Москва
7
ООО Консалтинговая группа «Инновационные решения», город Барнаул
8
Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва
9
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», город Екатеринбург
10
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, город Москва
11
ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, город Санкт-Петербург
12
ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, город Москва

Характеристика обобщенных трудовых функций

1. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по социально-психологическому сопровождению и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Психолог в социальной сфере
  • Психолог
  • Практический психолог
  • Социальный психолог
  • Клинический психолог

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование – бакалавриат
  • или
  • Высшее образование – бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Другие характеристики

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Психолог
ОКСО 2016
5.37.03.01
Психология
ОКСО 2016
5.37.03.02
Конфликтология
ОКСО 2016
6.44.03.02
Психолого-педагогическое образование
ОКПДТР
25883
Психолог
1.1 Трудовая функция
Психологическое и социально-психологическое сопровождение граждан и социальных групп

Трудовые действия

  • Информирование социального окружения о средствах и методах психологической поддержки граждан, в том числе посредством современных информационных технологий (создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях)
  • Проведение комплексной психологической диагностики с целью оценки структуры личности, наличия патопсихологических особенностей, бытовых и профессиональных навыков, потребностно-мотивационной и эмоциональной сфер, а также для инвалидов (детей-инвалидов) – психологической готовности к реабилитации или абилитации
  • Определение основных направлений психологической и социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования
  • Выявление условий, затрудняющих становление личности граждан, и коррекция их посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации (абилитации)
  • Подготовка психологических заключений и предоставление консультаций по результатам психологического обследования гражданам, в том числе родителям (законным представителям) детей до 18 лет
  • Разработка и реализация плана оказания адресной социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния граждан для адаптации в социальной среде на основе индивидуальной программы предоставления социальных услуг и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, ребенка-инвалида
  • Разработка и реализация плана социально-психологического сопровождения и оказания психологической помощи получателям социальных услуг, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе инвалидам (детям-инвалидам) в целях повышения реабилитационного потенциала и личностного развития
  • Оказание психологической помощи и поддержки гражданам и социальным группам – получателям срочных социальных услуг, услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) посредством социально-психологического и психологического консультирования
  • Оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия) лицам, находящимся в кризисном или остром психологическом состоянии, направленной на развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принимать на себя ответственность
  • Психологическое сопровождение процесса реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов
  • Коррекция неадекватных проявлений внутренней картины болезни и инвалидности, формирование у инвалидов (детей-инвалидов) психологической направленности на реабилитацию и абилитацию
  • Реализация психокоррекционной работы с целью адаптации граждан в среде обитания (обществе), преодоления или ослабления отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении
  • Разработка прогноза и рекомендаций коррекционной работы
  • Проведение психологических тренингов по формированию и развитию личностных качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации
  • Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения
  • Осуществление социально-психологического патронажа в соответствии с планом-графиком посещений
  • Разработка и реализация тематических планов и/или программ работы групп взаимоподдержки, клубов общения, курирование групп взаимоподдержки, клубов общения и руководство их работой с целью оказания помощи гражданам (социальным группам) в выходе из состояния дискомфорта, поддержания и укрепления психического здоровья, повышения стрессоустойчивости, уровня психологической культуры в сфере межличностных отношений и общения
  • Осуществление мер психологической поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе разработка рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния
  • Проведение профориентационной работы в соответствии с требованиями стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования
  • Обеспечение конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о физических лицах
  • Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее представления

Необходимые умения

  • Разрабатывать планы реализации психологического сопровождения, психологических услуг и психологической помощи гражданам и социальным группам
  • Применять методы психологического консультирования, психологической диагностики
  • Консультировать ближайшее окружение инвалидов (детей-инвалидов) по вопросам психологической реабилитации и абилитации, обучать их способам применения полученных знаний по психологической реабилитации в домашних условиях
  • Выявлять и анализировать психическое состояние и индивидуальные психологические особенности личности, влияющие на поведение и взаимоотношения с окружающими людьми
  • Определять в ходе беседы имеющиеся у получателя социальных услуг проблемы и диагностировать уровень его мотивации к их преодолению
  • Составлять программы психологической реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов и граждан, реализующих раздел индивидуальной программы реабилитации или абилитации, по социальной, профессиональной реабилитации
  • Подбирать и применять набор диагностических методик и диагностического инструментария в соответствии с возрастными особенностями личности
  • Оказывать комплексные услуги медико-социальной реабилитации и абилитации совместно с членами мультидисциплинарной бригады
  • Подбирать и применять методы создания условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в развитии личности
  • Анализировать полученные в результате диагностики данные, составлять психологическое заключение
  • Разрабатывать мероприятия по психологической реабилитации в программу реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов
  • Проводить коррекционные мероприятия в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы на основе современных методик, форм и методов
  • Оценивать эффективность проведенных коррекционных мероприятий
  • Фиксировать результаты проведения психологической коррекции в рабочей документации
  • Проводить психологический тренинг с целью снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности; привития социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности; формирования адаптации к изменяющимся условиям, мотивации членов их семей на ведение здорового образа жизни
  • Проводить мероприятия по повышению мотивации безработных граждан к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству; снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации; повышению адаптации к существующим условиям
  • Проводить работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности граждан
  • Проводить занятия в целях снятия состояния острого психологического дискомфорта/стресса, снижения психологического дискомфорта и уровня агрессии/страха
  • Оказывать психологическую поддержку лицам для выхода из трудных жизненных ситуаций
  • Разрабатывать программы индивидуальной работы с учетом конкретных профессиональных задач
  • Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
  • Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц
  • Использовать современные технологии работы с базами данных и информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами)
  • Оформлять профессиональную документацию и отчетность

Необходимые знания

  • Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения граждан и социальных групп, психологической помощи гражданам и социальным группам
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Программы, направленные на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи; порядок разработки и реализации индивидуальной программы ранней помощи
  • Методы и способы оценки психического состояния людей
  • Методики (инструкции, программы) организации и проведения коррекционных мероприятий в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями
  • Методики применения специального оборудования и компьютерных программ при проведении диагностики и коррекции психологического состояния личности
  • Методы мотивации к активности, здоровому образу жизни, психологической поддержки жизненного тонуса личности
  • Основные методы содействия в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов личности для выхода из кризисного состояния
  • Методы формирования мотивации к труду и обучению
  • Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), психологические аспекты рискологии, психология горя, потери, утраты
  • Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)
  • Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психология этнических общностей, конфликтология
  • Психология семьи и семейных отношений (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений)
  • Психология зависимости, девиантология
  • Возрастная психология, основы геронтологии
  • Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)
  • Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)
  • Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации
  • Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
  • Типологии проблем разной этиологии (социальных, социально-медицинских, социально-правовых, педагогических) у граждан
  • Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп
  • Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации
  • Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)
  • Основы проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, эффекты)
  • Современные требования к отчетности и качеству представления документации
  • Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными физических лиц

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики
1.2 Трудовая функция
Психологическая помощь семьям с детьми и их социально-психологическое сопровождение

Трудовые действия

  • Разработка и реализация индивидуальных программ психологического сопровождения граждан, в том числе законных представителей несовершеннолетних детей
  • Консультативная, психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение лиц из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот
  • Психологическое консультирование родителей или лиц, их замещающих, по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в преодолении социально-психологических проблем
  • Реализация психологической помощи, направленной на активизацию потенциала членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и/или реабилитации (абилитации)
  • Оказание психологической помощи и социально-психологического сопровождения семьям, воспитывающим детей-инвалидов
  • Психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации
  • Оказание профилактической психологической помощи семье и ребенку
  • Установление и поддержание необходимых контактов, в том числе с членами семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации, учебными заведениями или работодателями
  • Формирование совместно с ведомствами социально-реабилитационного пространства, в том числе с участием ближайшего окружения семей с детьми
  • Разработка рекомендаций и проведение занятий с целью содействия семьям с детьми в развитии навыков, необходимых для решения социальных и личных проблем
  • Проведение психологического обследования семей с детьми (в том числе, анкетирования и тестирования)
  • Проведение психологической подготовки кандидатов в замещающие семьи, а также психологической подготовки детей к устройству в замещающую семью
  • Подготовка психологического заключения о возможности стать замещающими родителями
  • Оказание консультационной психологической помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка

Необходимые умения

  • Устанавливать контакт с разными категориями семей с детьми, в том числе с использованием русского жестового языка
  • Подбирать эффективные формы и методы психологической помощи семьям с детьми в соответствии с поставленными задачами
  • Разрабатывать и реализовывать программы в форме групповых и индивидуальных психологических занятий для семей с детьми по вопросам отклонений в поведении и развитии детей (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры)
  • Проводить консультирование по психологическим проблемам функционирования замещающих семей
  • Применять способы и методы психологической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов
  • Разрабатывать рекомендации по организации социально-реабилитационного пространства для семей с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и согласовывать их со специалистами межведомственной группы и ближайшим окружением семьи
  • Оказывать психологическую поддержку семьям с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации
  • Проводить психологические и социально-психологические мероприятия по активизации собственных реабилитационных ресурсов членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и (или) реабилитации
  • Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
  • Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи семьям с детьми
  • Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц
  • Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Необходимые знания

  • Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей
  • Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения, психологической помощи семьям с детьми
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Порядок предоставления социальных услуг
  • Основы социальной психологии, психологии малых групп, психологии личности
  • Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)
  • Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях
  • Основы русского жестового языка как лингвистической системы
  • Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
  • Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения развития), педагогическая психология, основы геронтологии, психодиагностика, патопсихология
  • Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)
  • Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм
  • Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении
  • Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей
  • Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания, в том числе социокультурные группы глухих)
  • Инструментарий, методы работы с семьей
  • Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации
  • Границы компетенции разных специалистов, работающих с семьей, границы автономности семьи / вмешательства со стороны специалистов

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

Принимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью

1.3 Трудовая функция
Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия отдельных лиц и социальных групп

Трудовые действия

  • Проведение мероприятий по профилактике асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, подростковой и молодежной преступности
  • Проведение мероприятий по информационно-психологической безопасности личности в информационном обществе
  • Проведение работы по психологической поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении
  • Разработка плана мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних
  • Информирование общественности о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», телефоны службы анонимного консультирования абонентов

Необходимые умения

  • Разрабатывать психолого-педагогические программы профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми
  • Проводить социально-психологическую профилактику и коррекцию девиаций и аддикций поведения, программы коррекции и предупреждения асоциального поведения, в том числе с использованием русского жестового языка среди неслышащих
  • Разрабатывать методические материалы по реализации программ профилактической психологической работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
  • Применять современные технологии социально-психологической профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми
  • Оказывать индивидуализированную психологическую помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, на основе приоритета воспитания ребенка в родной семье
  • Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
  • Разрабатывать программы профилактики интернет-зависимости у подростков, предупреждения рисков их вовлечения в социально неодобряемые действия и противоправную деятельность

Необходимые знания

  • Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения, психологической помощи семьям с детьми
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Меры профилактики асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, подростковой и молодежной преступности
  • Меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Меры профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в социальной сфере в соответствии с современными цивилизационными вызовами
  • Меры профилактики интернет-зависимости у подростков, предупреждения рисков их вовлечения в социально неодобряемые действия и противоправную деятельность
  • Методы индивидуализированной психологической помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации
  • Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
  • Основы социальной и психологической реабилитации
  • Основы русского жестового языка как лингвистической системы

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики
1.4 Трудовая функция
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологическое сопровождение профессиональной деятельности

Трудовые действия

  • Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, планов психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности
  • Проведение в трудовом коллективе опросов и исследований в связи с должностными обязанностями
  • Выявление и анализ неблагоприятных психологических факторов в профессиональной деятельности
  • Проведение с сотрудниками психологической работы, включающей формирование психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач, психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов
  • Осуществление профилактики межличностных и межгрупповых конфликтов на основе изучения факторов, влияющих на эффективность и качество труда, работоспособность и удовлетворенность работников
  • Проведение психологических тренингов в целях повышения эффективности работы сотрудников организации (тренинги командообразования, групповой сплоченности)
  • Оказание индивидуальной психологической помощи специалистам органов и организаций социальной сферы в предупреждении и разрешении профессиональных и личностных проблем
  • Проведение адресной работы по повышению социально-психологической компетентности, коррекции неадаптивного поведения и эмоциональных расстройств
  • Выявление потребностей обучения и развития персонала организаций
  • Осуществление сопровождения различных форм профессионального обучения
  • Консультирование по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом
  • Разработка и реализация в пределах должностных обязанностей программы инструктирования персонала организации (учреждения) по вопросам оказания на объекте помощи инвалидам (детям-инвалидам) и маломобильным группам населения
  • Разработка рекомендаций по предупреждению негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев

Необходимые умения

  • Осуществлять документационное и методическое сопровождение деятельности по оказанию психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности
  • Планировать и проводить комплексную психологическую диагностику работников органов и организаций социальной сферы для определения особенностей психической сферы, включая интеллект, способности, склонности, возможности
  • Проводить психологическую подготовку персонала применительно к конкретным видам задач, в том числе по формированию психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов
  • Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности персонала организаций в соответствии с требованиями к виду профессиональной деятельности
  • Применять на практике методы андрагогики, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи сотрудникам и повышения эффективности профессиональной деятельности
  • Определять и оптимизировать факторы, влияющие на удовлетворенность работников условиями труда и их мотивацию к профессиональному росту
  • Проводить оценку эффективности оказания психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности
  • Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
  • Оформлять документацию, осуществлять служебную переписку в соответствии с требованиями к документам

Необходимые знания

  • Нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи в организациях социальной сферы
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность)
  • Порядок предоставления социальных услуг
  • Методы и способы психодиагностики и психологического консультирования, обучения взрослых
  • Методы общей психологической подготовки сотрудников
  • Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
  • Основные теории оказания психологической помощи персоналу организаций
  • Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров
  • Психология личности, организационная психология, психология управления, психология маркетинга, конфликтология
  • Прикладная психология
  • Основы геронтологии, психологии общения
  • Требования к конфиденциальности информации, хранению и использованию персональных данных

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

Характеристика обобщенных трудовых функций

2. Обобщенная трудовая функция «Организация предоставления и управление предоставлением социально-психологического сопровождения и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Начальник отдела
  • Руководитель центра
  • Руководитель службы
  • Директор центра психолого-педагогической поддержки
  • Руководитель центра психологической поддержки

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование – специалитет или магистратура
  • или
  • Высшее образование – специалитет или магистратура (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

Требования к опыту практической работы

  • Не менее трех лет в сфере социальной защиты и социального обслуживания или в сфере образования

Особые условия допуска к работе

Другие характеристики

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Начальник отдела социального развития
ОКСО 2016
5.37.04.01
Психология
ОКСО 2016
5.37.04.02
Конфликтология
ОКСО 2016
6.44.04.02
Психолого-педагогическое образование
ОКСО 2016
5.37.05.01
Клиническая психология
ОКСО 2016
5.37.05.02
Психология служебной деятельности
ОКСО 2016
6.44.05.01
Педагогика и психология девиантного поведения
ОКПДТР
24705
Начальник отдела (функционального в прочих областях деятельности)
ОКПДТР
26166
Руководитель педагогических программ
2.1 Трудовая функция
Организация предоставления социально-психологического сопровождения социально уязвимым слоям населения и получателям социальных услуг и оказания им психологической помощи

Трудовые действия

  • Разработка планов предоставления социально-психологической помощи получателям социальных услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения, осуществление контроля за их реализацией
  • Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социально-психологической помощи
  • Координация, планирование предоставления социально-психологической помощи детям, их родителям (законным представителям), молодежи в целях повышения психологической защищенности молодого поколения
  • Контроль за предоставлением социально-психологической помощи детям, их родителям (законным представителям), молодежи в целях повышения психологической защищенности молодого поколения
  • Координация, планирование психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей
  • Контроль за психологической реабилитацией несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей
  • Оказание помощи в создании оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей, нуждающихся в социально-психологической защите
  • Обеспечение и контроль повышения профессиональной компетенции и квалификации специалистов, оказывающих социальные услуги
  • Организация и контроль проведения работы по психологическому консультированию, в том числе по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья
  • Организация работы по проведению диагностики состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
  • Организация и контроль обеспечения конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о клиенте
  • Обобщение полученной информации, формирование прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
  • Разработка программ психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения

Необходимые умения

  • Применять принципы и методы управления деятельностью по предоставлению социально-психологических услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения
  • Разрабатывать нормативные требования к реализации разных видов социально-психологического сопровождения и психологической помощи (консультирование, диагностика, коррекция, профилактика и просвещение)
  • Применять технологии управления в области психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей
  • Разрабатывать систему мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, психологическую поддержку детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении, обеспечивать и контролировать их реализацию
  • Применять методы сбора и анализа данных исследования динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
  • Управлять механизмом формирования прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
  • Разрабатывать программы профилактической и психокоррекционной работы, направленные на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
  • Устанавливать и поддерживать контакты с образовательными организациями, социальными службами, учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел, учреждениями уголовно-исполнительной системы (следственными изоляторами, воспитательными колониями и уголовно-исполнительными инспекциями)
  • Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
  • Оформлять необходимую документацию, отчетность, служебную переписку в соответствии с требованиями
  • Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами)

Необходимые знания

  • Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи
  • Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления социально-психологической помощи
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Менеджмент организации, психология управления и правила управления персоналом
  • Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне
  • Методы организации предоставления и управления предоставлением социально-психологического сопровождения и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам
  • Система социальных служб на территории, инфраструктура социальной защиты детства
  • Стандарты оформления документации, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
  • Система профилактики негативных социальных явлений, подростковой и молодежной преступности
  • Система психологической помощи по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья
  • Методы диагностики обстоятельств, вызывающих потребность в социальном обслуживании, нарушений социализации, реабилитации
  • Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
  • Методы и методики, способы и технологии психологической работы, их отличия, специфика их применения

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики
2.2 Трудовая функция
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп

Трудовые действия

  • Разработка программ и плана-графика проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц (социально-психологического патронажа) на основе индивидуальной программы сопровождения
  • Разработка и утверждение целей и задач проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц, определение необходимого методического инструментария
  • Организация проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц и анализа полученных данных
  • Разработка психологических рекомендаций по минимизации социальных рисков
  • Проведение оценки эффективности работы специалистов социальной сферы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания
  • Учет и фиксация проведенных работ в документации

Необходимые умения

  • Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности
  • Разрабатывать методы психологической оценки в целях мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания
  • Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи лицам по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания с целью снижения социальной и психологической напряженности
  • Разрабатывать аналитические материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания
  • Организовывать профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности среды проживания
  • Организовывать индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности среды проживания
  • Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
  • Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Необходимые знания

  • Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи
  • Порядок предоставления социальных услуг
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Основы психологической безопасности среды
  • Социальная психология, психология малых групп
  • Психология личности
  • Психология кризисных состояний
  • Психология экстремальных ситуаций, психологические основы рискологии, психология горя, потери, утраты
  • Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения
  • Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
  • Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды
  • Современные направления молодежных движений
  • Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
  • Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
  • Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики
2.3 Трудовая функция
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения

Трудовые действия

  • Разработка программы психологического просвещения населения
  • Подготовка информации (буклетов, бюллетеней, листовок) о перечне психологических услуг и возможности их получения
  • Проведение мероприятий научно-практического, методического, организационного и обучающего характера по проблемам психологического просвещения, повышения уровня базовых психологических знаний населения
  • Организация психологического просвещения и консультирования граждан, направленного на формирование сознательного подхода к выбору профессии на основе комплексного изучения личности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, интересов, склонностей
  • Организация работы по созданию системы психологического просвещения работников органов и организаций социальной сферы
  • Организация и проведение бесед, лекций, встреч с гражданами с целью формирования у них потребности в психологических знаниях (основах самопознания, самовоспитания, закономерностей и условий благоприятного психического развития) и их использовании в интересах развития собственной личности или в интересах близких людей
  • Организация просветительной работы по профилактике негативных явлений, подростковой и молодежной преступности
  • Организация просветительной работы по психологическим основам противодействия угрозам современной информационно-телекоммуникационной среды
  • Подготовка для средств массовой информации сведений о психологических услугах в социальной сфере (пресс-релизы, интервью, передачи на теле- и радиоканалах)
  • Разъяснение различных психологических технологий работы с подростками и молодежью специалистам системы социальной защиты, органов образования, правоохранительных органов и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Организация групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг
  • Привлечение к участию в психологическом просвещении граждан, успешно завершивших программы психологической помощи
  • Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях ее совершенствования, разработки и распространения методических рекомендаций
  • Учет и фиксация проведенных работ в документации

Необходимые умения

  • Анализировать обращения и запросы населения, учреждений социального обслуживания населения по вопросам психологического просвещения
  • Разрабатывать план и программу психологического просвещения с учетом результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды
  • Создавать информационные материалы в целях психологического просвещения населения
  • Осуществлять организацию мероприятий, проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации граждан в получении психологической помощи
  • Проводить психологическую информационно-просветительную деятельность среди населения
  • Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги)
  • Применять методы преодоления коммуникативных, образовательных, этнических, конфессиональных барьеров и барьеров в проведении психологического просвещения
  • Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
  • Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностей оказания психологических услуг
  • Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека
  • Применять современные технологии работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами
  • Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Необходимые знания

  • Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи
  • Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание социальных услуг, услуг по реабилитации и/или абилитации инвалидов
  • Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы
  • Порядок предоставления социальных услуг
  • Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
  • Психология личности, основы геронтологии, психологии общения, психодиагностика, патопсихология
  • Социальная психология, психология малых групп
  • Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)
  • Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
  • Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды
  • Технологии психологической работы с десоциализированными группами подростков и молодежи
  • Современные направления молодежных движений
  • Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
  • Психология кризисных состояний, психологические аспекты рискологии, психология горя, потери, утраты
  • Психология экстремальных ситуаций
  • Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики
2.4 Трудовая функция
Подготовка и координация работы межведомственных групп по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам

Трудовые действия

  • Создание условий для выявления проблем межведомственного характера в социальной сфере
  • Подготовка предложений по формированию мультидисциплинарной группы специалистов для оказания комплексной социальной, в том числе психологической, помощи отдельным лицам и социальным группам
  • Разработка совместно со специалистами междисциплинарного профиля программ оказания комплексной, в том числе психологической, помощи и социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам на основе межведомственного взаимодействия
  • Консультирование и психологическая подготовка специалистов по основам межведомственного взаимодействия и предоставления психологической помощи, оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам
  • Проведение психологической оценки эффективности деятельности специалистов по предоставлению психологической помощи, оказанию социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам в ходе межведомственного взаимодействия
  • Привлечение профильных специалистов – переводчиков русского жестового языка с целью оказания адресной помощи лицам с нарушением слуха
  • Учет и фиксация в документах результатов работы

Необходимые умения

  • Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов к межведомственному характеру работы в соответствии с поставленными задачами
  • Разрабатывать программы подготовки специалистов по основам межведомственного взаимодействия в ходе оказания социальной, в том числе психологической, помощи и социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам
  • Осуществлять подготовку специалистов по межведомственному взаимодействию с учетом их уровня квалификации
  • Оценивать необходимость привлечения переводчика русского жестового языка в случае недостаточного уровня владения жестовым языком у штатных специалистов
  • Консультировать отдельных специалистов по вопросам межведомственного взаимодействия
  • Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации
  • Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку
  • Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами для решения вопросов организации межведомственного взаимодействия, предоставления психологической помощи, оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам

Необходимые знания

  • Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи
  • Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Социальная психология, психология малых групп
  • Методология командной работы
  • Порядок предоставления социальных услуг
  • Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг
  • Психология личности
  • Психология управления, организационная психология
  • Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств
  • Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств
  • Методы активизации социальных, психологических ресурсов для подготовки специалистов межведомственного взаимодействия
  • Техники эффективной коммуникации со специалистами
  • Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения)
  • Технология разрешения конфликтов

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

Скачайте полный проф.стандарт по кнопкам ниже: