Педагог дополнительного образования детей и взрослых

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н
Регистрационный номер:
513

Общие сведения

Код: 01.003
Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых

Основная цель вида профессиональной деятельности

Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ

Группа занятий

2351.
Специалисты по методике обучения
2357.
Преподаватели по программам дополнительного обучения

Отнесение к видам экономической деятельности

85.41
Образование дополнительное детей и взрослых
Функциональная карта вида профессиональной деятельности

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
Наименование
Код
Уровень квалификации

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ответственная организация-разработчик: ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования»
Ректор Золотарева Ангелина Викторовна
1
АНО «Национальное агентство развития квалификаций», город Москва
2
АНО «Центр развития образования и сертификации персонала «Универсум», город Челябинск
3
ГБ нетиповое ОУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне», город Якутск
4
ГБОУ ДО детей Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества», город Архангельск
5
ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», город Челябинск
6
Краевое ГБОУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», город Барнаул
7
ОГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», город Иркутск
8
Тамбовское областное ГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», город Тамбов
9
ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования», город Москва

Характеристика обобщенных трудовых функций

1. Обобщенная трудовая функция «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Педагог дополнительного образования
  • Старший педагог дополнительного образования
  • Тренер-преподаватель
  • Старший тренер-преподаватель
  • Преподаватель

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»
  • или
  • Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности
  • Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ

Требования к опыту практической работы

  • Не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника - для старшего педагога дополнительного образования
  • Не менее двух лет в должности тренера-преподавателя или педагога дополнительного образования соответствующей направленности - для старшего тренера-преподавателя

Особые условия допуска к работе

  • Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
  • Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Другие характеристики

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися - прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам

При привлечении к работе обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки соответствие образовательной программы направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем

Старший педагог дополнительного образования с целью обеспечения координации деятельности педагогов дополнительного образования и оказания им методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях B «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» и C «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» настоящего профессионального стандарта

Наименование должности «Тренер-преподаватель» используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта

Старший тренер-преподаватель с целью обеспечения координации деятельности тренеров-преподавателей и оказания методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях B «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» и C «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» настоящего профессионального стандарта

Наименование должности «Преподаватель» используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств)

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Педагог дополнительного образования (включая старшего)
ЕКС
-
Тренер-преподаватель (включая старшего)
ЕКС
-
Преподаватель
ОКСО 2016
6.44.02.03
Педагогика дополнительного образования
ОКСО 2016
6.44.02.03
Педагогика дополнительного образования
ОКПДТР
25478
Педагог дополнительного образования
ОКПДТР
27168
Тренер - преподаватель по спорту
1.1 Трудовая функция
Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

  • Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе
  • Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии)
  • Организация, в том числе стимулирование и мотивация, деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях
  • Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
  • Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях
  • Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы

Необходимые умения

  • Осуществлять деятельность, соответствующую дополнительной общеобразовательной программе
  • Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять их при проведении мероприятий по привлечению обучающихся
  • Понимать мотивы поведения, образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей)
  • Набирать и комплектовать группы обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
  • Диагностировать предрасположенность (задатки) обучающихся к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей дополнительной предпрофессиональной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам)
  • Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
  • Проводить отбор обучающихся в объединения спортивной направленности (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта)
  • Определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)
  • Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:задач и особенностей образовательной программы;возрастных особенностей обучающихся;современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности
  • Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности образовательной программы)
  • Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации образовательной программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования
  • Создавать условия для развития обучающихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной образовательной программы), привлекать к целеполаганию
  • Устанавливать педагогически обоснованные формы и методы взаимоотношений с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, применять различные средства педагогической поддержки обучающихся
  • Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом:избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы;состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
  • Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно)
  • Готовить обучающихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой образовательной программы)
  • Создавать педагогические условия для формирования и развития самостоятельного контроля и оценки обучающимися процесса и результатов освоения образовательной программы
  • Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения обучающихся на занятиях
  • Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности)
  • Выполнять требования охраны труда
  • Анализировать ход и результаты проведенных занятий для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности
  • Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями (законными представителями) обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных обучающихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики

Необходимые знания

  • Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях
  • Принципы и приемы представления дополнительной общеобразовательной программы
  • Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
  • Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к освоению избранного вида деятельности (избранной образовательной программы) обучающихся различного возраста
  • Федеральные государственные требования (далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии)
  • Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности
  • Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся
  • Психолого-педагогические основы и методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы
  • Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов
  • Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно- мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам
  • Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности
  • Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
  • Теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта)
  • Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)
  • Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся)
  • Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
  • Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся
  • Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
  • Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых образовательных программ
  • Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения
  • Требования охраны труда в избранной области деятельности
  • Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях)
  • Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся
  • Нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка 1989 года

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

1.2 Трудовая функция
Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

  • Планирование подготовки досуговых мероприятий
  • Организация подготовки досуговых мероприятий
  • Проведение досуговых мероприятий

Необходимые умения

  • Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий
  • Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития обучающихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе:привлекать обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления обучающихся;использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей;проводить мероприятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;устанавливать взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении;использовать профориентационные возможности досуговой деятельности
  • Контролировать соблюдение обучающимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни и здоровья обучающихся при проведении досуговых мероприятий
  • Выполнять требования охраны труда
  • Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики
  • Осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогический эффект проведения мероприятий

Необходимые знания

  • Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий
  • Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий
  • Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
  • Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения
  • Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся)
  • Специфика работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования)
  • Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях)
  • Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся
  • Нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка 1989 года
  • Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

1.3 Трудовая функция
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания

Трудовые действия

  • Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
  • Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся
  • Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий
  • Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей

Необходимые умения

  • Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы
  • Устанавливать взаимоотношения с родителями (законными представителями) обучающихся, соблюдать нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей
  • Выявлять представления родителей (законных представителей) обучающихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы
  • Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) обучающихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей обучающихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей)
  • Использовать различные формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности

Необходимые знания

  • Нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка 1989 года
  • Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями обучающихся
  • Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями
  • Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей)
  • Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся
  • Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей)
  • Формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Трудовая функция A/03.6 «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания детей» необходима в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ
1.4 Трудовая функция
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

  • Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии)
  • Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)
  • Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки
  • Оценка изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы

Необходимые умения

  • Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ определенной направленности
  • Устанавливать взаимоотношения с обучающимися для обеспечения объективного оценивания результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ определенной направленности
  • Наблюдать за обучающимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии)
  • Соблюдать нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания
  • Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач, особенностей образовательной программы и особенностей обучающихся
  • Использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
  • Анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность
  • Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения образовательной программы

Необходимые знания

  • Положения законодательства Российской Федерации в сфере образования в сфере контроля и оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)
  • Особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации
  • Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)
  • Нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка 1989 года, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания
  • Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)
  • Средства (способы) определения динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
  • Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения обучающихся в избранной области деятельности

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

1.5 Трудовая функция
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

  • Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов для их реализации
  • Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования)
  • Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий
  • Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
  • Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля)

Необходимые умения

  • Находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы)
  • Выявлять интересы обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности
  • Планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом:rnзадач и особенностей образовательной программы;rnобразовательных запросов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы;rnфактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - в зависимости от контингента обучающихся);rnособенностей группы обучающихся;rnспецифики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации);rnсанитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья обучающихся
  • Проектировать совместно с обучающимися (детьми и их родителями (законными представителями) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ
  • Корректировать содержание образовательной программы, системы контроля и оценки, планов занятий по результатам анализа их реализации
  • Вести учебную, плановую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях
  • Разрабатывать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы
  • Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц
  • Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации

Необходимые знания

  • Содержание и методика реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания
  • Способы выявления интересов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности
  • Основные технические средства обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целями и направленностью образовательной программы (занятия)
  • ФГТ (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
  • Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно- мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста
  • Особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования)
  • Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (при их реализации)
  • Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности, основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения
  • Нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка 1989 годв
  • Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях)
  • Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся
  • Законодательство Российской Федерации в сфере образования и законодательство Российской Федерации в области персональных данных
  • Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
  • Возможности использования ИКТ для ведения документации
  • Правила заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Характеристика обобщенных трудовых функций

2. Обобщенная трудовая функция «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Методист
  • Старший методист

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»
  • или
  • Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности

Требования к опыту практической работы

  • Не менее двух лет в должности методиста или в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника - для старшего методиста

Особые условия допуска к работе

  • Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
  • Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Другие характеристики

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися - прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Методист (включая старшего)
ОКСО 2016
6.44.02.03
Педагогика дополнительного образования
ОКСО 2016
6.44.02.03
Педагогика дополнительного образования
ОКПДТР
24080
Методист
ОКПДТР
24086
Методист внешкольного учреждения
ОКПДТР
24089
Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки
2.1 Трудовая функция
Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

Трудовые действия

  • Организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
  • Организация и (или) проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
  • Формирование предложений по определению перечня, содержания дополнительных образовательных программ, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

Необходимые умения

  • Формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее - исследование), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения
  • Формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования
  • Обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования
  • Организовывать апробацию разработанного инструментария исследования
  • Распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования
  • Использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами
  • Производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению
  • Обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа
  • Разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации

Необходимые знания

  • Законодательство Российской Федерации в сфере образования, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере образования и законодательство Российской Федерации в области персональных данных
  • Теория и практика маркетинговых исследований в образовании
  • Методические основы маркетинговых исследований в образовании
  • Тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых
  • Психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам
  • Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

2.2 Трудовая функция
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования

Трудовые действия

  • Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов
  • Контроль и оценка качества программно-методической документации
  • Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации
  • Организация под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования

Необходимые умения

  • Анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования
  • Проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагогов дополнительного образования
  • Оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие:rnпорядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;rnсовременным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации дополнительных образовательных программ;rnобразовательным потребностям обучающихся, требованию предоставления образовательной программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания;rnтребованиям охраны труда
  • Анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции
  • Организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогическими работниками
  • Оказывать профессиональную поддержку в оформлении и представлении педагогическими работниками своего опыта
  • Использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
  • Готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты
  • Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации

Необходимые знания

  • Законодательство Российской Федерации в сфере образования, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере образования и законодательство Российской Федерации в области персональных данных
  • Положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам)
  • Локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
  • Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых
  • Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире
  • Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области)
  • Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности
  • Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области
  • Особенности построения компетентностно-ориентрованного образовательного процесса
  • Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения
  • Стадии профессионального развития педагогических работников
  • Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога
  • Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях)
  • Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

2.3 Трудовая функция
Мониторинг и оценка качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ

Трудовые действия

  • Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогическими работниками
  • Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса
  • Организация дополнительного профессионального образования педагогических работников под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность

Необходимые умения

  • Планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ
  • Анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогическими работниками
  • Разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования в избранной области
  • Проводить обсуждение результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ с руководством организации, осуществляющей образовательную деятельность, и педагогическими работниками
  • Оценивать квалификацию (компетенцию) педагогических работников, планировать их дополнительное профессиональное образование

Необходимые знания

  • Законодательство Российской Федерации в сфере образования, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере образования и законодательство Российской Федерации в области персональных данных
  • Положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам)
  • Локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
  • Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых
  • Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире
  • Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области)
  • Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности
  • Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области
  • Особенности построения компетентностно-ориентрованного образовательного процесса
  • Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения
  • Стадии профессионального развития педагогических работников
  • Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога
  • Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях)
  • Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Характеристика обобщенных трудовых функций

3. Обобщенная трудовая функция «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Педагог-организатор

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»
  • или
  • Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

  • Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
  • Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Другие характеристики

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися - прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Педагог-организатор
ОКСО 2016
6.44.02.03
Педагогика дополнительного образования
ОКСО 2016
6.44.02.03
Педагогика дополнительного образования
ОКПДТР
25481
Педагог-организатор
3.1 Трудовая функция
Организация и проведение массовых досуговых мероприятий

Трудовые действия

  • Планирование массовых досуговых мероприятий
  • Разработка сценариев досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок
  • Осуществление документационного обеспечения проведения досуговых мероприятий
  • Планирование подготовки мероприятий
  • Организация подготовки мероприятий
  • Проведение массовых досуговых мероприятий
  • Анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий

Необходимые умения

  • Планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных особенностей обучающихся, особенностей объединения/группы и отдельных обучающихся, специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации), в том числе:привлекать педагогических работников и обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) к планированию и разработке содержания мероприятий;поддерживать социально значимые инициативы обучающихся;использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся (в том числе ИКТ, электронные, информационные и образовательные ресурсы) в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей обучающихся;организовывать репетиции;координировать деятельность педагогических работников, объединений обучающихся при подготовке мероприятий;выполнять роль ведущего досуговых мероприятий;привлекать к участию в мероприятиях одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;устанавливать взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении;использовать профориентационные возможности досуговой деятельности
  • Контролировать обеспечение санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни и здоровья обучающихся при проведении массовых досуговых мероприятий
  • Выполнять требования охраны труда
  • Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями (законными представителями) обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики
  • Осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий
  • Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные

Необходимые знания

  • Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий
  • Способы выявления интересов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в области досуговой деятельности
  • Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий
  • Психолого-педагогические основы и методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы
  • Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
  • Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения
  • Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся)
  • Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях)
  • Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся
  • Нормативные правовые акты в области защиты прав и законных интересов ребенка, включая Конвенцию о правах ребенка 1989 года
  • Положения законодательства Российской Федерации, регламентирующие педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о персональных данных)
  • Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
  • Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

3.2 Трудовая функция
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых

Трудовые действия

  • Планирование, организация и проведение мероприятий для сохранения числа имеющихся обучающихся и привлечения новых обучающихся
  • Организация набора и комплектования групп обучающихся
  • Взаимодействие с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий

Необходимые умения

  • Планировать мероприятия для привлечения потенциального контингента обучающихся различного возраста
  • Организовывать подготовку и размещение, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры, презентации) о возможностях дополнительного образования детей и взрослых в различных областях деятельности, о перечне и основных характеристиках предлагаемых к освоению образовательных программ
  • Проводить презентации организации, осуществляющей образовательную деятельность, и реализуемых ею образовательных программ, дни открытых дверей, конференции, выставки и другие мероприятия, обеспечивающие связь с общественностью, родителями (законными представителями) и детьми и (или) взрослым населением, заинтересованными организациями
  • Организовывать мероприятия по набору и комплектованию групп обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся
  • Находить заинтересованных лиц и организации, развивать формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с ними
  • Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами
  • Создавать условия для поддержания интереса обучающихся к дополнительному образованию и освоению дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации

Необходимые знания

  • Перечень и характеристики предлагаемых к освоению дополнительных общеобразовательных программ
  • Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов, плакатов, баннеров, презентаций) на бумажных и электронных носителях
  • Основные методы, приемы и способы привлечения потенциального контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам
  • Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
  • Техники и приемы вовлечения в деятельность и поддержания интереса к ней
  • Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся
  • Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
  • Положения законодательства Российской Федерации, регламентирующие педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)
  • Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

3.3 Трудовая функция
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности

Трудовые действия

  • Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации
  • Координация и контроль работы педагогических работников и объединений обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Планирование и организация совместно с методистом методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Анализ процесса и результатов реализации дополнительных образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность

Необходимые умения

  • Ориентироваться в источниках, анализировать и обобщать информацию о государственной и региональной политике в области образования, необходимую для определения требований к качеству дополнительного образования детей и (или) взрослых
  • Изучать рынок дополнительных образовательных услуг
  • Определять, изучать и анализировать внутренние и внешние (средовые) условия развития организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе социально-экономические условия деятельности, социально-психологические особенности контингента обучающихся, методическое и кадровое обеспечение
  • Разрабатывать и представлять руководству и педагогическому коллективу предложения по развитию организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечню и содержанию образовательных программ, обеспечению качества их реализации, совершенствованию кадрового, нормативного, учебно-методического и материально-технического обеспечения
  • Создавать условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей и (или) взрослых, развития деятельности детских и молодежных общественных организаций
  • Контролировать и организовывать работу педагогических работников, детских и молодежных объединений: посещать занятия и досуговые мероприятия, анализировать и обсуждать их с педагогами дополнительного образования, составлять расписание работы творческих объединений (кружков, секций), контролировать соблюдение требований охраны труда на занятиях и при проведении досуговых мероприятий
  • Взаимодействовать с методистом по вопросам планирования и организации методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников
  • Анализировать процесс и результаты деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализации дополнительных образовательных программ и развитию дополнительного образования детей и (или) взрослых

Необходимые знания

  • Положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Методологические основы современного дополнительного образования детей и взрослых
  • Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых
  • Особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса
  • Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных образовательных программ
  • Внутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения
  • Стадии профессионального развития педагогических работников
  • Правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога, формы представления предложений по развитию образования руководителям и педагогическому коллективу
  • Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Скачайте полный проф.стандарт по кнопкам ниже: