Специалист по работе с семьей

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 14.09.2023 № 717н
Регистрационный номер:
13

Общие сведения

Код: 03.009
Предоставление социальных услуг и осуществление социального сопровождения граждан, семей, семей с детьми, а также восстановление семейного и детского благополучия, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Основная цель вида профессиональной деятельности

Оказание помощи разным типам семей и социальной поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей

Группа занятий

1344.
Руководители служб в сфере социального обеспечения
2635.
Специалисты в области организации и ведения социальной работы

Отнесение к видам экономической деятельности

87.90
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая
88.91
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми
88.99
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки
Функциональная карта вида профессиональной деятельности

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
Наименование
Код
Уровень квалификации

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ответственная организация-разработчик: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», город Москва
Ректор Лубков Алексей Владимирович
1
БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ресурсный центр развития социального обслуживания», город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2
БФ «Арифметика добра», город Москва
3
ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» ДТСЗН, город Москва
4
Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва
5
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», город Москва
6
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, город Москва

Характеристика обобщенных трудовых функций

1. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по оказанию социальных услуг и социальной помощи гражданам, семьям, семьям с детьми»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Специалист по работе с семьей

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование
  • или
  • Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности

Требования к опыту практической работы

  • -

Особые условия допуска к работе

  • К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
  • Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Социальный педагог
ОКСО 2016
5.39.03.02
Социальная работа
ОКСО 2016
6.44.00.00
Образование и педагогические науки
ОКПДТР
26588
Специалист по социальной работе
1.1 Трудовая функция
Предоставление социальных услуг гражданам, семьям, семьям с детьми

Трудовые действия

  • Информирование и консультирование граждан, семей, семей с детьми, иностранных граждан (при личном обращении или с использованием средств коммуникации): о видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, тарифах на социальные услуги, об их стоимости для получателя социальных услуг; о мерах социальной поддержки
  • Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и в семьях с детьми, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия и признание их нуждаемости
  • Диагностирование проблем граждан, семей и семей с детьми, выявление необходимости в получении социальных услуг, подготовка документов
  • Оказание помощи гражданам, семьям, семьям с детьми в подготовке необходимых документов для признания нуждающимися в социальном обслуживании, предоставлении полагающихся мер социальной поддержки, в том числе социального патроната
  • Определение причины трудной жизненной ситуации и социально опасного положения семьи и признание ее нуждающейся в социальных услугах
  • Подготовка проекта договора/соглашения о предоставлении социальных услуг / социальном сопровождении и его заключение
  • Разработка и реализация индивидуальных программ предоставления социальных услуг гражданам
  • Поиск сведений о заявителе в базах данных системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ), запрос необходимой информации у ранее взаимодействовавших с заявителем специалистов
  • Проведение социально-психологического обследования семьи, включающего первичную оценку семейного благополучия/неблагополучия, а также жилищно-бытовых условий жизни семей с детьми
  • Определение форм и методов работы, информирование учреждений социального обслуживания о возможности оказания социальной помощи гражданам, семьям и семьям с детьми
  • Социальное обслуживание граждан, семей с детьми, в том числе замещающих, а также воспитывающих детей-инвалидов
  • Оказание помощи в предоставлении срочных социальных услуг
  • Оформление результатов посещения семьи
  • Обработка результатов работы с семьей и подготовка материалов для рассмотрения на межведомственном консилиуме
  • Проведение мероприятий профилактического, адаптационного и социализирующего характера для граждан, семей и семей с детьми
  • Оказание помощи в решении вопросов самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов и других вопросов улучшения своего материального положения и уровня состоятельности (социальный контракт)
  • Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
  • Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив

Необходимые умения

  • Подготавливать материалы для информирования родителя (законного представителя) о социальных услугах
  • Производить обследования условий жизни семьи и личности детей и родителей
  • Выявлять и диагностировать семьи, несовершеннолетних, подлежащих получению социальных услуг, в том числе социального патроната
  • Проверять и анализировать документы, свидетельствующие о проблемах семьи с детьми, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки, в том числе социального патроната
  • Определять потребности (нуждаемости) семьи в социальных услугах
  • Разрабатывать индивидуальные программы предоставления социальных услуг, индивидуально-профилактические и реабилитационные программы, в том числе социального патроната
  • Оказывать помощь в улучшении бытовых условий многодетным семьям, молодым семьям и семьям с несовершеннолетними родителями
  • Оказывать помощь родителям (законным представителям) в уходе за членами семей, имеющих на попечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, с учетом состояния их здоровья
  • Проводить реабилитационные мероприятия с несовершеннолетними, в том числе с приемными детьми, детьми-инвалидами, в домашних условиях и сопровождать нуждающихся детей в лечебно-профилактические учреждения в рамках службы домашнего визитирования
  • Консультировать семьи, несовершеннолетних, в том числе находящихся в социально опасном положении, а также семьи, имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам отношений между родителями и детьми, специфики семейного воспитания несовершеннолетних, в том числе приемных детей, а также семьи, желающие принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Организовывать сообщества, клубы взаимопомощи для жителей на территориях, обслуживаемых конкретными учреждениями социального обслуживания
  • Помогать родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности ребенка, трудностей в социальной адаптации
  • Оказывать помощь семьям с детьми, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов
  • Учитывать в общении с членами семьи их социально-психологические особенности, в том числе имеющиеся у инвалидов ограничения
  • Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
  • Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами
  • Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

  • Основные направления государственной социальной и семейной политики
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, семейного законодательства, законодательства, связанного с защитой прав и законных интересов детей, в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи
  • Перечень социальных услуг, оказываемых семьям, и порядок их предоставления
  • Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
  • Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
  • Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия
  • Методы социальной диагностики, профилактики и коррекции внутрисемейных отношений
  • Основы социальной работы с семьей
  • Социально-педагогические технологии работы с семьей
  • Технология семейного воспитания
  • Основы семейной медиации, принципы участия семьи в медиации в образовательных и социальных организациях
  • Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности
  • Современные информационно-коммуникационные технологии, методы и способы анализа информации
  • Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг
  • Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при оказании социальных услуг
  • Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами
  • Правила и порядок ведения делопроизводства и электронного документооборота (далее – ЭДО), порядок и сроки предоставления отчетности

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

-
1.2 Трудовая функция
Социальное сопровождение и социальный патронат граждан, семей, семей с детьми

Трудовые действия

  • Информирование и консультирование граждан, семей с детьми о порядке организации социального сопровождения и патроната (при личном обращении или с использованием средств коммуникации), в том числе иностранных граждан
  • Поиск сведений о заявителе в базах данных СМЭВ, запрос необходимой информации у ранее взаимодействовавших или взаимодействующих в данный момент с заявителем специалистов
  • Ведение учета и социальное сопровождение разных типов семей с детьми (в том числе замещающих семей), находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Диагностика нуждаемости семей с детьми в социальном сопровождении, определение его уровня
  • Разработка проекта индивидуальной программы социального сопровождения семьи
  • Привлечение к социальному сопровождению специалистов других учреждений, организаций по согласованию с семьей
  • Инициация оказания и содействие в оказании социальной и иных видов помощи, осуществляемой в рамках межведомственного взаимодействия с семьями
  • Оказание профессиональной консультативной помощи
  • Оказание помощи семьям с детьми-инвалидами в выполнении мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации, в прохождении медико-социальной экспертизы
  • Оценка, мониторинг, анализ социального сопровождения семей, социального патроната
  • Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
  • Подготовка и направление в установленные сроки в органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений информации о ходе и результатах сопровождения семей
  • Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив

Необходимые умения

  • Производить обследования условий жизни семей и личности детей и родителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации
  • Анализировать документы, свидетельствующие о проблемах семей с детьми, нуждающихся в социальном сопровождении и патронате
  • Координировать деятельность по социальному сопровождению семей в рамках межведомственного взаимодействия
  • Запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы в отношении несовершеннолетних граждан от специалистов органов опеки и попечительства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел в целях эффективной организации работы по сопровождению семей с детьми
  • Анализировать результаты социального сопровождения семей в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации
  • Информировать с использованием средств коммуникации органы опеки и попечительства о фактах нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, в рамках законодательства Российской Федерации
  • Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
  • Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами
  • Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

  • Основные направления государственной социальной и семейной политики
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения, основы информационного права в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи
  • Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
  • Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
  • Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия
  • Методы социальной диагностики, профилактики и коррекции внутрисемейных отношений
  • Основы социальной работы с семьей
  • Социально-педагогические и реабилитационные технологии работы с семьей с детьми
  • Основы семейной медиации
  • Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности
  • Технологии планирования в системе интервенций социального работника
  • Современные и перспективные технологии в области ведения информационных ресурсов, методы и способы анализа информации
  • Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг
  • Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при социальном сопровождении
  • Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

-

Характеристика обобщенных трудовых функций

2. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по оказанию социальных услуг детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной помощи и реабилитации»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Специалист по работе с семьей
  • Социальный педагог

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование
  • или
  • Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности

Требования к опыту практической работы

  • Не менее одного года в сфере социальной защиты и социального обслуживания или в сфере образования

Особые условия допуска к работе

  • К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
  • Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Социальный педагог
ОКСО 2016
5.39.03.02
Социальная работа
ОКСО 2016
6.44.00.00
Образование и педагогические науки
ОКПДТР
26588
Специалист по социальной работе
2.1 Трудовая функция
Ведение работ по профилактике детского неблагополучия, работа с кровной семьей и ближайшим окружением ребенка

Трудовые действия

  • Прием информации о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних при личном обращении или с использованием средств коммуникации
  • Принятие мер по защите прав и законных интересов ребенка при получении сведений об их нарушении, об угрозе жизни или здоровью во взаимодействии с учреждениями системы профилактики
  • Проведение индивидуальной профилактической работы с семьями с детьми на основании постановлений комиссии по делам несовершеннолетних
  • Проведение совместных мероприятий с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественными организациями, ведомствами и иными учреждениями по вопросам оказания социальной помощи семьям с детьми
  • Сбор информации о родителях (законных представителях) и/или кровных родственниках несовершеннолетнего, в том числе в базах данных СМЭВ, и запрос необходимой информации у ранее взаимодействовавших с ними специалистов
  • Проведение работы с семьями с риском прерывания беременности, отказа от новорожденного ребенка (профилактика ранних отказов)
  • Консультирование родителей по вопросам развития, воспитания ребенка
  • Проведение социально-педагогической коррекции, включая диагностику и консультирование
  • Проведение мероприятий по формированию положительной мотивации и психологической готовности ребенка к восстановлению детско-родительских отношений в кровной семье
  • Разработка и реализация индивидуальной программы развития жизнедеятельности ребенка
  • Организация и проведение встреч ребенка с членами кровной семьи, в том числе условно осужденными, и ближайшим окружением посредством применения коммуникативных и дистанционных технологий
  • Обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами
  • Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
  • Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив

Необходимые умения

  • Устанавливать доверительные отношения с ребенком, собирать информацию о жизни ребенка и истории его семьи
  • Оформлять заключение по результатам комплексной диагностики
  • Анализировать и оценивать причины помещения несовершеннолетнего в социальное учреждение
  • Осуществлять консультативно-просветительскую работу с родителями и членами семьи
  • Применять технологии межведомственного взаимодействия для возвращения несовершеннолетнего в кровную семью
  • Производить оценку возможностей кровных родителей выполнять родительские обязанности
  • Применять технологии подготовки ребенка к жизни в реабилитированной кровной семье
  • Осуществлять общий уход за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами
  • Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
  • Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами
  • Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

  • Основные направления государственной социальной и семейной политики
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной и государственной поддержки
  • Основы национальных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
  • Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
  • Технология социальной работы с семьей с детьми
  • Технология и организация общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами
  • Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
  • Гендерная педагогика и психология
  • Технология и организация воспитательных практик
  • Технология работы с различными категориями детей
  • Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности
  • Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг
  • Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при социальном сопровождении
  • Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

-
2.2 Трудовая функция
Подготовка детей к устройству в замещающую семью и/или подготовка к самостоятельной жизни

Трудовые действия

  • Проведение комплекса мероприятий, направленных на подготовку детей к устройству в замещающую семью
  • Поиск и подбор замещающей семьи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, с учетом его потребностей и особенностей развития
  • Сопровождение детей на этапе знакомства и сближения с потенциальной замещающей семьей
  • Организация комплексной диагностики индивидуальных особенностей и потребностей развития детей, их семейной истории и отношения к семье и к возможному семейному устройству (запроса на подбор семьи для ребенка)
  • Подготовка документального сопровождения и составление индивидуального плана подготовки ребенка к устройству в замещающую семью
  • Проведение мероприятий по знакомству ребенка с замещающей семьей
  • Реализация программы сближения, поддержки семьи в создании наиболее благоприятных условий для принятия ребенка
  • Проведение индивидуальных реабилитационных занятий с детьми
  • Создание поддерживающей среды для опекунов и попечителей (клуба опекунских семей)
  • Социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях первичной трудовой занятости (наставничество) и самостоятельного проживания (подготовка к независимой жизни)
  • Контроль целевого использования жилого помещения детей-сирот и лиц из их числа, создание поддерживающей среды
  • Подготовка граждан, изъявивших желание принять на воспитание в семью детей
  • Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
  • Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив

Необходимые умения

  • Устанавливать доверительные отношения с ребенком, собирать информацию о жизни ребенка и истории его семьи
  • Оформлять заключение по результатам комплексной диагностики
  • Разрабатывать и утверждать индивидуальный план подготовки ребенка к семейному устройству
  • Оказывать социально-педагогическую помощь ребенку во время адаптации в замещающей семье
  • Консультировать лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе с привлечением необходимых специалистов
  • Создавать условия доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организациями для детей-сирот
  • Устанавливать контакт с детьми, имеющими травматический опыт
  • Оценивать особенности развития качеств и социальных навыков воспитанника, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Разрабатывать план постинтернатного патроната
  • Помогать выпускнику в случае материальных или иных затруднений выстроить план выхода из трудной ситуации
  • Принимать меры для получения воспитанником образования, заботится о его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии
  • Оказывать помощь воспитаннику в получении медицинского обслуживания, систематического осмотра врачами-специалистами в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья воспитанника
  • Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
  • Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами
  • Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

  • Основные направления государственной социальной и семейной политики, установления опеки
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, семейного законодательства, законодательства, связанного с защитой прав и законных интересов детей, в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи
  • Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
  • Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
  • Особенности воспитания сиблингов в замещающих семьях
  • Педагогика и психология сиротства
  • Нормы, процедуры и специфика семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей
  • Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
  • Основы возрастной психологии, особенностей детей разных возрастных групп
  • Особенности поведения и развития детей, имеющих опыт отобрания из (потери) кровной семьи и пребывания в условиях институциональной заботы
  • Социальные характеристики и особенности функционирования замещающих семей
  • Этапы адаптации приемного ребенка, их признаки, динамика
  • Психология привязанности
  • Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности
  • Требования охраны труда, жизни и здоровья детей; санитарно-гигиенические требования к организации работы с детьми
  • Современные и перспективные технологии в области ведения информационных ресурсов, методы и способы анализа информации
  • Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг
  • Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при социальном сопровождении
  • Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

-
2.3 Трудовая функция
Социализация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, помощь (социальное сопровождение) выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Трудовые действия

  • Устройство детей на временное проживание в учреждения социального обслуживания
  • Разработка и реализация индивидуальных и групповых программ обеспечения жизнедеятельности ребенка, социальной и комплексной реабилитации детей
  • Оказание помощи в решении вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них
  • Коррекция педагогической и социально-педагогической запущенности несовершеннолетних
  • Проведение мероприятий по профилактике отклонений в поведении и аномалий в личном развитии несовершеннолетних, формирование у них позитивных интересов, конструктивных отношений с родителями и окружающими их взрослыми
  • Восстановление (при необходимости) нарушенных связей со школой, содействие в установлении позитивного отношения к учебной деятельности
  • Создание условий для обучения (в том числе инклюзивного образования) несовершеннолетних из семей беженцев и вынужденных переселенцев в местах их компактного проживания
  • Организация работы несовершеннолетних по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду
  • Оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг (в том числе фотографирование для документов)
  • Консультирование выпускников из числа детей-сирот по организации и самостоятельному ведению быта и домашнего хозяйства (оплаты коммунальных услуг)
  • Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
  • Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив

Необходимые умения

  • Оценивать способности несовершеннолетнего к самообслуживанию
  • Формировать позитивные интересы у несовершеннолетних путем проведения мероприятий досуга и отдыха, в том числе в группах взаимоподдержки, клубах общения
  • Расширять у несовершеннолетних общий и культурный кругозор, сферу общения со сверстниками и взрослыми в различных социально и юридически значимых ситуациях
  • Выявлять и анализировать индивидуальные особенности личности несовершеннолетнего получателя социальных услуг
  • Формировать положительную мотивацию и психологическую готовность ребенка к восстановлению детско-родительских отношений в кровной семье или к жизни в замещающей семье
  • Формировать у детей потребность и готовность к труду, к созданию условий для профессионального самоопределения
  • Оказывать помощь в поддержании связи между ребенком и его кровной семьей
  • Организовывать общение детей с их осужденными родителями, с братьями, сестрами, родителями, другими членами его будущей замещающей семьи, а также встречи с родителями
  • Изучать отношение ребенка к родителю (родственнику) и фиксировать информацию
  • Консультировать родителей (законных представителей) по психолого-педагогическим проблемам адаптации, воспитания, социализации, а также детско-родительским отношениям в замещающих семьях
  • Оказывать помощь в преодолении или ослаблении у несовершеннолетних отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и их интересам
  • Оказывать помощь в восстановлении физических, интеллектуальных, социальных и других возможностей несовершеннолетних и их адаптации к окружающей обстановке
  • Оказывать помощь в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг (в том числе фотографирование для документов)
  • Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
  • Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами
  • Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

  • Основные направления государственной социальной и семейной политики, а также политики в области защиты прав и законных интересов детей
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, семейного законодательства, законодательства, связанного с защитой прав и законных интересов детей, антикоррупционное законодательство, правовые основы защиты информации в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи
  • Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
  • Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
  • Технология социальной работы с семьей с детьми
  • Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
  • Гендерная педагогика и психология
  • Технология и организация воспитательных практик
  • Технология работы с различными категориями детей
  • Основы взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в социальной и профессиональной сферах
  • Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
  • Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности
  • Порядок оказания помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг (в том числе фотографирование для документов)
  • Требования охраны труда, жизни и здоровья детей; санитарно-гигиенические требования к организации работы с детьми
  • Современные и перспективные технологии в области ведения информационных ресурсов, методы и способы анализа информации
  • Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг
  • Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при социальном сопровождении
  • Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами
  • Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

-

Характеристика обобщенных трудовых функций

3. Обобщенная трудовая функция «Управление деятельностью по предоставлению социальных услуг и оказанию социальной помощи гражданам, семьям, семьям с детьми»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Руководитель отделения социальной организации
  • Руководитель структурного подразделения социальной организации

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование
  • или
  • Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности

Требования к опыту практической работы

  • Не менее трех лет в сфере социальной защиты и социального обслуживания либо в сфере образования

Особые условия допуска к работе

  • К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
  • Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Руководитель подразделения
ЕКС
-
Начальник отдела
ОКСО 2016
5.39.03.02
Социальная работа
ОКСО 2016
6.44.00.00
Образование и педагогические науки
ОКПДТР
24692
Начальник отдела (на предприятиях социально-бытового обслуживания населения)
ОКПДТР
26166
Руководитель педагогических программ
3.1 Трудовая функция
Организация деятельности подразделения по работе с гражданами, семьями, семьями с детьми

Трудовые действия

  • Планирование деятельности отделения специалистов, оказывающих услуги семье
  • Определение полномочий и распределение задач по выполнению планов между подразделениями или работниками и установление взаимосвязи между ними
  • Координация деятельности отделения специалистов, оказывающих услуги семье, и межведомственной команды по оказанию различных видов помощи семьям и социальному сопровождению
  • Мониторинг деятельности специалистов, оказывающих услуги семье
  • Организация разработки положений о подразделениях и отделах, должностных инструкций работников
  • Консультирование специалистов подразделения по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям
  • Подготовка предложений вышестоящему руководству по профессиональному развитию работников в области оказания социальных услуг семьям и прохождению независимой оценки квалификации
  • Проведение мероприятий, направленных на достижение подразделением ключевых показателей эффективности деятельности, а также на снижение причин и условий, способствующих сиротству, безнадзорности, беспризорности
  • Проведение семинаров, совещаний с работниками подразделений по вопросам оказания социальных услуг семьям, сопровождению семей и реализации региональных программ в сфере защиты и поддержки семьи и детства
  • Разработка предложений по формированию, реализации и финансовому обеспечению региональных программ в сфере защиты и поддержки семьи и детства
  • Подготовка предложений по оптимизации структуры подразделения исходя из совершенствования технологических процессов оказания социальных услуг семьям
  • Проведение совместных мероприятий с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иными заинтересованными ведомствами и общественными структурами
  • Организация работы по систематизации и анализу информации, статистических данных, отчетных и справочных материалов по вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Создание безопасных условий труда для работников подразделений и организация специальной оценки условий труда и рабочего места
  • Организация работы по ведению баз данных лиц, получивших социальные услуги; по эксплуатации программно-технических комплексов, обеспечивающих процесс предоставления социальных услуг
  • Подготовка предложений для включения в планы реализации принятых решений по перспективному развитию информационных ресурсов, цифровых технологий, содержащих сведения о семьях, получивших социальные услуги
  • Подготовка заключений и отзывов на поступающие в подразделения проекты нормативных правовых актов по вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Разработка предложений по реализации нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Проведение мероприятий по укомплектованию подразделения необходимыми кадрами, формирование кадрового резерва для оперативного замещения вакансий
  • Прием граждан и юридических лиц, в том числе посредством телефонной связи и электронных средств коммуникации

Необходимые умения

  • Планировать, координировать деятельность специалистов по обеспечению социальной, психологической, правовой защищенности семей с детьми
  • Осуществлять управленческую деятельность, принимать управленческие решения и оценивать риски, связанные с их реализацией
  • Оценивать степень исполнения планов и эффективность использования ресурсов
  • Систематизировать и анализировать правовую, организационную и технологическую информацию о вопросах, связанных с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, связанных с оказанием государственных услуг в сфере занятости населения
  • Определять цели, задачи, обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения
  • Осуществлять координацию деятельности работы различных учреждений, участвующих в комплексном сопровождении семей с детьми, с учетом индивидуального проблемного профиля семьи (функция медиатора)
  • Внедрять систему и технологии наставничества и супервизии в профессиональной среде
  • Разрабатывать проекты организационных и распорядительных документов по персоналу
  • Вести деловые переговоры и взаимодействовать с органами исполнительной власти и местного самоуправления
  • Применять в работе информационно-коммуникационные технологии, работать в специализированных программно-технических комплексах с соблюдением требований к защите информации
  • Разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции
  • Работать с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами, в том числе с использованием СМЭВ

Необходимые знания

  • Основные направления государственной социальной и семейной политики
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, правовые основы защиты информации в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Законы, подзаконные акты и иные нормативные правовые акты, регламентирующие жизнедеятельность семей (в том числе замещающих), включая семейное, гражданское, трудовое право
  • Цели, задачи, обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения
  • Основы управления персоналом
  • Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи
  • Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
  • Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
  • Технология социальной работы с семьей с детьми
  • Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
  • Этические основы социальной работы с семьей с детьми
  • Технологии социального проектирования в социальной работе
  • Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации
  • Принципы работы и возможности информационных ресурсов, содержащих сведения о получателях социальных услуг
  • Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия при оказании социальных услуг
  • Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

-
3.2 Трудовая функция
Управление деятельностью и контроль деятельности подразделения по работе с гражданами, семьями, семьями с детьми

Трудовые действия

  • Контроль деятельности по предоставлению социального сопровождения несовершеннолетних, семей с детьми, социальных услуг семьям
  • Формирование системы наставничества, организация и контроль работы по адаптации персонала на рабочем месте
  • Контроль исполнения работниками подразделения их должностных обязанностей, исполнения документов по качеству и срокам
  • Оценка деятельности подразделения по организации доступности социальных услуг семьям, количества и качества оказанных услуг
  • Контроль соблюдения работниками кодекса этики и служебного поведения, мероприятий по защите персональных данных
  • Контроль соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда и пожарной безопасности
  • Организация мобилизационной подготовки подразделения, мероприятий антитеррористической направленности, выполнения требований гражданской обороны, к предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
  • Проведение мероприятий, направленных на предотвращение коррупционных рисков
  • Контроль своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан и юридических лиц, принятия по ним решений и направления заявителям ответов в установленные сроки и по установленной форме

Необходимые умения

  • Разрабатывать и принимать управленческие решения по вопросам организации текущего управления процессами оказания социальных услуг семьям, обосновывать их последствия
  • Находить способы достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности, планировать и формулировать предполагаемые результаты, сроки, ресурсы
  • Систематизировать и анализировать правовую, организационную и технологическую информацию, связанную с оказанием социальных услуг семьям
  • Контролировать расход бюджетных средств, выделенных на оказание социальных услуг семьям
  • Оценивать индивидуальный вклад работников подразделения в достижение общих целей
  • Осуществлять контроль соблюдения стандартов предоставления социальных услуг
  • Использовать прогрессивные формы и методы работы, передовой опыт в области оказания социальных услуг семьям
  • Вести деловые переговоры и пользоваться приемами публичных выступлений
  • Поддерживать корпоративную и организационную культуру подразделения
  • Анализировать результаты предоставления услуг в виде качественных и количественных данных, в том числе в электронном виде
  • Создавать и сопровождать сетевые сообщества с целью просвещения, консультирования и сопровождения семей с детьми, обмена конструктивным опытом
  • Выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и коррупционным действиям
  • Применять в работе информационно-коммуникационные технологии, работать в специализированных программно-технических комплексах с соблюдением требований к защите информации
  • Работать с базами данных и государственными информационными ресурсами
  • Применять в работе прикладные программы для локальных сетей и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», системы онлайн-консультирования
  • Работать с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами, в том числе с использованием СМЭВ
  • Использовать в работе программные продукты для создания и обработки типовых видов электронных документов
  • Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

  • Основные направления государственной социальной и семейной политики
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
  • Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
  • Законы, подзаконные акты и иные нормативные правовые акты, регламентирующие жизнедеятельность семей (в том числе замещающих), включая семейное, гражданское, трудовое право
  • Цели, задачи, обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения
  • Основы управления персоналом
  • Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи
  • Основы национальных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
  • Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
  • Технология социальной работы с семьей с детьми
  • Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
  • Этические основы социальной работы
  • Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации
  • Принципы работы и возможности информационных ресурсов, содержащих сведения о получателях социальных услуг
  • Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия при оказании социальных услуг
  • Нормативные правовые акты в области противодействия коррупции
  • Требования охраны труда и пожарной безопасности
  • Основы документоведения, требования к отчетности, порядку и срокам ее предоставления в рамках своей компетенции

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

-

Скачайте полный проф.стандарт по кнопкам ниже: