Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 14.01.2016 № 3н
Регистрационный номер:
744

Общие сведения

Код: 29.003
Проектирование детской и образовательной робототехники

Основная цель вида профессиональной деятельности

Создание российской конкурентоспособной детской и образовательной робототехники, ориентированной на выполнение дидактических задач

Группа занятий

1223.
Руководители подразделений по научным исследованиям и разработкам
2144.
Инженеры-механики
3114.
Техники-электроники
3114.
Техники-электроники
2141.
Инженеры в промышленности и на производстве
2152.
Инженеры-электроники
3115.
Техники-механики

Отнесение к видам экономической деятельности

28.99
Производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки
72.19
Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие
Функциональная карта вида профессиональной деятельности

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
Наименование
Код
Уровень квалификации

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ответственная организация-разработчик: Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), город Москва
Исполнительный директор Шошин Евгений Валентинович
1
Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), город Москва
2
ООО «Агентство по профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций» (Профаккредагентство), город Москва
3
ООО «НПО «ЭЛТЭК Иркутск», город Иркутск
4
ООО «ОСТ», город Новочеркасск, Ростовская область
5
ООО «Ринел», город Ростов-на-Дону
6
ООО «Русучприбор», город Москва
7
ООО «СПКБ», город Санкт-Петербург
8
ООО «ФЕСТО-РФ», город Москва
9
ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана», город Москва

Характеристика обобщенных трудовых функций

1. Обобщенная трудовая функция «Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Техник-механик
  • Техник-конструктор
  • Старший техник
  • Старший техник-конструктор

Требования к образованию и обучению

  • Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена

Требования к опыту практической работы

  • В области проектирования и конструирования изделий робототехники не менее одного года

Особые условия допуска к работе

Другие характеристики

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Техник
ЕКС
-
Техник-конструктор
ЕКС
-
Техник по наладке и испытаниям
ОКСО 2016
140613
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
ОКСО 2016
150412
Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники
ОКСО 2016
151001
Технология машиностроения
1.1 Трудовая функция
Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехники

Трудовые действия

  • Выполнение рабочих чертежей на разрабатываемые узлы и изделия детской и образовательной робототехники
  • Внесение исправлений в техническую документацию по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники в соответствии с решениями, принятыми при рассмотрении и обсуждении выполняемой работы
  • Составление извещений об исправлениях в технической документации по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники
  • Систематизация, обработка и подготовка данных для составления отчетов о проделанной работе

Необходимые умения

  • Применять рекомендуемые нормативные и руководящие материалы на разрабатываемую техническую документацию
  • Пользоваться стандартным программным обеспечением при оформлении документации
  • Разрабатывать рабочие чертежи в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов
  • Применять системы автоматизированного проектирования
  • Применять систему предельных отклонений

Необходимые знания

  • Основные положения нормативных документов, определяющих правила оформления проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации
  • Правила и порядок оформления чертежей, отчетов, проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации, принятые в организации
  • Основные принципы организации труда
  • Стандартные программные продукты, используемые при оформлении проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации
  • Принципы использования специального программного обеспечения
  • Основы черчения и начертательной геометрии
  • Основные типы элементов и конструкций
  • Физические и механические характеристики конструкционных материалов

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

1.2 Трудовая функция
Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники

Трудовые действия

  • Тестирование программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
  • Оформление технического описания к программному обеспечению изделий детской и образовательной робототехники
  • Оформление сопроводительной документации на разработку программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники

Необходимые умения

  • Применять методики и стратегии тестирования программного обеспечения
  • Писать программный код процедуры тестирования
  • Подготавливать и применять тестовые наборы данных
  • Анализировать, интерпретировать и документировать результаты тестирования программного обеспечения
  • Составлять простые схемы технологического процесса обработки информации
  • Составлять алгоритмы решения задач
  • Составлять рабочие инструкции и необходимые пояснения к ним
  • Подготавливать графические схемы с помощью специализированных визуальных редакторов
  • Отображать алгоритмы и процессы с помощью блок-схем
  • Выполнять операции технологического процесса обработки информации
  • Составлять исходящую документацию
  • Осуществлять передачу исходящей документации заказчику

Необходимые знания

  • Требования к созданию руководства пользователя
  • Требования к созданию руководства по эксплуатации программного обеспечения
  • Терминология описания интерфейса пользователя
  • Текстовые и графические редакторы
  • Основы программирования
  • Языки, утилиты и среды программирования и отладки программного обеспечения
  • Технологии создания тестовых наборов данных
  • Методы и средства тестирования программного обеспечения

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

1.3 Трудовая функция
Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники

Трудовые действия

  • Проведение испытаний разрабатываемых электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний
  • Проведение испытаний разрабатываемых кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний
  • Установление соответствия технических характеристик узлов и изделий детской и образовательной робототехники проектно-конструкторской и эксплуатационной документации
  • Регулировка и наладка электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
  • Регулировка и наладка кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
  • Выявление дефектов работы электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
  • Выявление дефектов работы кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
  • Учет показателей замеченных дефектов работы электрических и кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники

Необходимые умения

  • Вносить корректировки в проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию по результатам испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
  • Применять при разработке узлов и изделий детской и образовательной робототехники современные технологии изготовления и сборки
  • Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов и изделий детской и образовательной робототехники
  • Разрабатывать и использовать программы и методики испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники

Необходимые знания

  • Основные технические характеристики, особенности кинематических схем и конструкций узлов, налаживаемых и испытываемых систем
  • Основы метрологии, стандартизации и сертификации
  • Технические средства сбора, передачи и обработки информации
  • Технико-эксплуатационные характеристики и правила технической эксплуатации изделий робототехники
  • Способы измерения параметров, характеристик и данных режимов работы оборудования
  • Правила пользования измерительными приборами и инструментами, приспособлениями
  • Основные технологические процессы и режимы производства
  • Порядок оформления заявок на оборудование, запасные части, инструмент, материалы и покупные комплектующие изделия
  • Единая система конструкторской документации
  • Распоряжения, приказы, стандарты и решения организации
  • Технические требования заказчика
  • Основные принципы конструкции робототехнических систем

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Характеристика обобщенных трудовых функций

2. Обобщенная трудовая функция «Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Инженер
  • Инженер-конструктор
  • Инженер-конструктор-схемотехник
  • Инженер-программист
  • Инженер-проектировщик

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование - бакалавриат

Требования к опыту практической работы

  • Для лиц, не имеющих профильного образования, не менее одного года в области проектирования робототехники

Особые условия допуска к работе

Другие характеристики

Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Инженер по наладке и испытаниям
ЕКС
-
Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов
ОКСО 2016
150300
Прикладная механика
ОКСО 2016
150400
Технологические машины и оборудование
ОКСО 2016
220200
Автоматизация и управление
ОКСО 2016
220600
Инноватика
ОКПДТР
22587
Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике
ОКПДТР
22827
Инженер-проектировщик
ОКПДТР
22864
Инженер-электроник
ОКПДТР
22864
Инженер-электроник
2.1 Трудовая функция
Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехники

Трудовые действия

  • Разработка электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
  • Выполнение расчетов электрических цепей аналоговых и цифровых электронных узлов изделий детской и образовательной робототехники
  • Построение кинематических схем узлов изделий детской и образовательной робототехники
  • Выполнение кинематических и прочностных расчетов механических узлов изделий детской и образовательной робототехники
  • Разработка схемотехнической документации изделий детской и образовательной робототехники
  • Расчет режимов работы электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
  • Выбор элементной базы для разработки электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
  • Расчет надежности разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники

Необходимые умения

  • Анализировать принципы работы и условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники
  • Производить анализ практики применения конструкционных материалов, стандартизованных изделий детской и образовательной робототехники
  • Подготавливать исходные данные для систем сбора и обработки информации об изделиях детской и образовательной робототехники
  • Создавать и применять математические модели систем изделий детской и образовательной робототехники
  • Использовать специализированные автоматизированные программы для выполнения кинематических и прочностных расчетов изделий детской и образовательной робототехники
  • Производить построение монтажных и принципиальных схем изделий детской и образовательной робототехники
  • Осуществлять расчет электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем изделий детской и образовательной робототехники
  • Составлять и корректировать технологические и тестовые программы изделий детской и образовательной робототехники
  • Применять методики расчета надежности узлов и агрегатов изделий детской и образовательной робототехники
  • Анализировать конструкторский опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий
  • Подготавливать исходные данные для анализа наработки на отказ систем изделий детской и образовательной робототехники
  • Производить компьютерный анализ собираемости узлов изделий детской и образовательной робототехники
  • Использовать системы автоматизированного проектирования
  • Использовать базы данных трехмерных моделей
  • Разрабатывать макеты информационных, электромеханических, электрогидравлических, электронных и микропроцессорных модулей мехатронных и робототехнических систем

Необходимые знания

  • Основы теоретической механики
  • Физические и механические характеристики конструкционных материалов
  • Прочностные свойства материалов и прочностные свойства деталей и узлов, связанные с особенностями конструкций
  • Принципы работы и условия эксплуатации проектируемых конструкций
  • Методики кинематических и прочностных расчетов систем
  • Специализированные программные продукты для проведения кинематических и прочностных расчетов
  • Основы схемотехники изделий детской и образовательной робототехники
  • Современная элементная база изделий детской и образовательной робототехники
  • Современные отечественные и зарубежные пакеты программ для решения схемотехнических задач
  • Методы выполнения технических расчетов
  • Законы построения монтажных и принципиальных схем
  • Методики расчета монтажных и принципиальных схем
  • Методики расчета электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем
  • Профессиональная терминология на английском языке
  • Основные принципы конструкции робототехнических систем
  • Основы теории надежности
  • Методики расчета на надежность с использованием специального программного обеспечения

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

2.2 Трудовая функция
Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документации

Трудовые действия

  • Анализ влияния технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов изделий детской и образовательной робототехники
  • Разработка конструкций узлов изделий детской и образовательной робототехники с учетом технологии изготовления и сборки узлов
  • Анализ и уточнение технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
  • Согласование технического задания на проектируемую систему изделий детской и образовательной робототехники
  • Определение вариантов структурной схемы системы изделий детской и образовательной робототехники
  • Выбор оптимальных алгоритмов управления системой изделий детской и образовательной робототехники
  • Разработка эскизного проекта изделий детской и образовательной робототехники
  • Выбор структурной схемы изделий детской и образовательной робототехники путем сопоставления различных вариантов и их оценки с точки зрения технических и экономических требований
  • Расчет всех необходимых показателей структурной схемы системы изделий детской и образовательной робототехники, в том числе показателей качества
  • Выбор и обоснование схемы вспомогательных устройств изделий детской и образовательной робототехники
  • Анализ возможности внедрения результатов проектирования детской и образовательной робототехники с учетом психофизических особенностей пользователей разного возраста
  • Подготовка технического проекта с учетом технических требований к разрабатываемому изделию детской и образовательной робототехники, экономической целесообразности и предполагаемой технологии его изготовления
  • Технико-экономическое обоснование принятого решения с расчетами себестоимости изделия детской и образовательной робототехники и стоимости его эксплуатации
  • Сравнение изделий детской и образовательной робототехники с аналогами по технико-экономическим характеристикам
  • Разработка рабочей конструкторской документации изделий детской и образовательной робототехники
  • Разработка инструкций по эксплуатации проектируемой детской и образовательной робототехники
  • Разработка дидактических материалов для использования детской и образовательной робототехники в образовательной деятельности

Необходимые умения

  • Проектировать робототехнические системы изделий детской и образовательной робототехники с использованием систем автоматизированного проектирования
  • Использовать методики развития творческих способностей обучающихся средствами проектно-исследовательской и конструкторской деятельности в области детской и образовательной робототехники
  • Применять современные технологии изготовления изделий детской и образовательной робототехники
  • Использовать математические модели при разработке конструкторской документации на изделия детской и образовательной робототехники
  • Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики деталей изделий детской и образовательной робототехники
  • Разрабатывать конструкцию изделия детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов, требованиями заказчика
  • Учитывать при разработке изделий детской и образовательной робототехники результаты маркетинговых исследований
  • Пользоваться справочниками конструктора, технолога
  • Обеспечивать патентную чистоту разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники
  • Выполнять требования системы менеджмента качества
  • Использовать передовой российский и зарубежный опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий
  • Использовать рекомендуемые справочные материалы и сортаменты по покупным изделиям
  • Использовать системы автоматизированного проектирования
  • Применять данные по результатам эксплуатационных испытаний изделий детской и образовательной робототехники
  • Использовать базы данных при конструировании изделий детской и образовательной робототехники

Необходимые знания

  • Национальные и отраслевые стандарты, технические регламенты
  • Основы эргономики и инженерной психологии
  • Распоряжения, приказы и решения, стандарты организации
  • Правила, требования и нормы единой системы конструкторской документации
  • Стандарты системы менеджмента качества
  • Справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным изделиям и покупным изделиям
  • Физические и механические характеристики конструкционных материалов
  • Основы взаимозаменяемости деталей и узлов изделий детской и образовательной робототехники
  • Прочностные свойства материалов
  • Перечни нормализованных элементов узлов и деталей
  • Типовые конструкции и конструктивные решения изделий детской и образовательной робототехники
  • Принципы работы проектируемых конструкций изделий детской и образовательной робототехники
  • Условия эксплуатации проектируемых конструкций изделий детской и образовательной робототехники
  • Методики расчета на прочность
  • Особенности проектирования конструкций из композиционных материалов

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

2.3 Трудовая функция
Разработка программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники

Трудовые действия

  • Формализация и алгоритмизация задач автоматизации управления изделиями детской и образовательной робототехники
  • Написание программного кода для изделий детской и образовательной робототехники с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными
  • Проверка и отладка программного кода для изделий детской и образовательной робототехники
  • Проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения для изделия детской и образовательной робототехники

Необходимые умения

  • Использовать методы и приемы алгоритмизации задач управления робототехническими системами и изделиями детской и образовательной робототехники
  • Использовать программные продукты для графического отображения алгоритмов
  • Применять стандартные алгоритмы управления робототехническими системами и изделиями детской и образовательной робототехники
  • Применять выбранные языки программирования для написания программного кода для изделий детской и образовательной робототехники
  • Использовать выбранную среду программирования для разработки программного кода изделий детской и образовательной робототехники
  • Использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры
  • Применять нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода
  • Применять инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ
  • Выявлять ошибки в программном коде
  • Применять методы и приемы отладки программного кода
  • Интерпретировать сообщения об ошибках, предупреждения, записи технологических журналов
  • Применять современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода
  • Применять программно-аппаратные средства отладки программного обеспечения микропроцессорных систем
  • Проверять работоспособность программного обеспечения, загруженного в макеты, и опытные образцы образовательных робототехнических систем и изделий детской и образовательной робототехники
  • Применять методы и средства проверки работоспособности программного обеспечения в изделиях детской и образовательной робототехники
  • Анализировать значения полученных характеристик программного обеспечения, используемого в изделиях детской и образовательной робототехники
  • Документировать результаты проверки работоспособности программного обеспечения, используемого в изделиях детской и образовательной робототехники

Необходимые знания

  • Методы и приемы формализации и алгоритмизации задач управления робототехническими системами
  • Нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов
  • Алгоритмы решения типовых задач управления, области и способы их применения
  • Методология разработки программного обеспечения микропроцессорных систем
  • Архитектура и интерфейс микропроцессоров и микропроцессорных комплектов, микроконтроллеров, одноплатных компьютеров
  • Интерфейс навигационных модулей и беспроводных персональных сетей для микропроцессорных систем
  • Интерфейс сенсорных устройств и датчиков изделий детской и образовательной робототехники
  • Синтаксис и стандартные библиотеки языка ассемблер и кросс-программных средств проектирования программного обеспечения микропроцессорных систем
  • Среды визуального программирования изделий детской и образовательной робототехники
  • Инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ
  • Методы повышения читаемости программного кода
  • Системы кодировки символов, форматы хранения исходных текстов программ
  • Нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода
  • Методы и приемы отладки программного кода
  • Типы и форматы сообщений об ошибках, предупреждений
  • Современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода
  • Программно-аппаратные средства отладки программного обеспечения микропроцессорных систем, внутрисхемные эмуляторы
  • Методы и средства проверки работоспособности программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
  • Внутренние нормативные документы, регламентирующие порядок документирования результатов проверки работоспособности программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

2.4 Трудовая функция
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники

Трудовые действия

  • Конструкторское сопровождение изготовления опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
  • Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
  • Разработка документации по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
  • Внесение корректировки в конструкторскую документацию изделий детской и образовательной робототехники по результатам испытаний
  • Разработка предложений по ликвидации технических отклонений от требований конструкторской документации изделий детской и образовательной робототехники

Необходимые умения

  • Производить анализ требований по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям
  • Осуществлять сборку и наладку опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники по эскизам и принципиальным схемам
  • Контролировать технологию изготовления и сборки деталей и узлов опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
  • Применять методики проведения измерений при экспериментальных работах
  • Анализировать технологические процессы и разрабатывать предложения по выбору технологий для опытного производства изделий детской и образовательной робототехники
  • Обеспечивать соответствие трехмерных моделей изделий детской и образовательной робототехники требованиям технологичности изготовления и сборки деталей и узлов
  • Производить настройку и отладку опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники с использованием соответствующей контрольно-измерительной аппаратуры
  • Подготавливать программы и методики испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
  • Реализовывать программы испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
  • Анализировать результаты испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
  • Разрабатывать мероприятия по устранению замечаний по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
  • Корректировать конструкторскую документацию и формировать отчеты по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
  • Учитывать влияние технологических особенностей изготовления в опытном производстве на технические характеристики деталей
  • Составлять заявки на покупные изделия и материалы
  • Работать со специалистами смежных структур
  • Диагностировать измерительные и управляющие системы и комплексы
  • Работать с современными средствами измерения и контроля

Необходимые знания

  • Основные положения технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
  • Технология опытного производства и характеристики технологического оборудования
  • Методика проведения измерений в опытном производстве
  • Методы сборки опытных образцов систем по принципиальным схемам
  • Основы методики проведения измерений при экспериментальных работах
  • Технические характеристики оборудования, используемого для испытаний
  • Программы и методики проведения испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
  • Условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники
  • Справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям
  • Перечни нормализованных элементов узлов и деталей

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Характеристика обобщенных трудовых функций

3. Обобщенная трудовая функция «Техническое, экономическое и правовое обеспечение работ по проектированию детской и образовательной робототехники»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Ведущий инженер
  • Главный инженер

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование - специалитет, магистратура

Требования к опыту практической работы

  • В области проектирования робототехники не менее двух лет

Особые условия допуска к работе

Другие характеристики

Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Ведущий инженер
ЕКС
-
Начальник отдела патентной и изобретательной работы
ОКСО 2016
150300
Прикладная механика
ОКСО 2016
151001
Технология машиностроения
ОКСО 2016
220200
Автоматизация и управление
ОКСО 2016
220400
Мехатроника и робототехника
ОКПДТР
22587
Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике
ОКПДТР
22827
Инженер-проектировщик
ОКПДТР
22864
Инженер-электроник
ОКПДТР
22864
Инженер-электроник
3.1 Трудовая функция
Разработка и согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники

Трудовые действия

  • Изучение и применение опыта ведущих отечественных и зарубежных организаций по достижению технического уровня в сфере проектирования детской и образовательной робототехники
  • Определение по требуемым заказчиком функциям изделий детской и образовательной робототехники его основных конструктивных решений и параметров изделия в целом
  • Определение совместно с заказчиком технологических характеристик изделий детской и образовательной робототехники, области и условий применения
  • Обеспечение соблюдения требований международных и национальных стандартов, технических условий, используемых при создании изделий детской и образовательной робототехники
  • Разработка нормативной документации проекта на изделия детской и образовательной робототехники
  • Обеспечение учета возрастных и физиологических особенностей при создании изделий детской и образовательной робототехники
  • Согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники с внешними структурами (заказчиками, техническими службами и органами надзора)
  • Определение и обеспечение соблюдения требований безопасности, надежности и условий эксплуатации изделий детской и образовательной робототехники

Необходимые умения

  • Формулировать задание на выполнение проектных работ для изготовления изделий детской и образовательной робототехники
  • Осуществлять коммуникации с представителями внешних структур по вопросам, связанным с техническим заданием на изделия детской и образовательной робототехники
  • Анализировать правовую документацию в сфере разработки детской продукции
  • Формулировать задачи по соблюдению требований безопасности, надежности и условий эксплуатации изделий детской и образовательной робототехники
  • Определять и анализировать основные возрастные и физиологические особенности пользователей изделий детской и образовательной робототехники
  • Читать и анализировать специальную литературу на английском языке
  • Корректировать техническое задание на проектирование изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с изменениями технологического режима

Необходимые знания

  • Трудовое законодательство Российской Федерации
  • Требования охраны труда
  • Стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации изделий детской и образовательной робототехники
  • Критерии проверки полноты и достоверности информации по проектированию изделий детской и образовательной робототехники
  • Область и условия применения изделий детской и образовательной робототехники
  • Профессиональная терминология на английском языке
  • Требования системы экологического менеджмента и системы менеджмента производственной безопасности и здоровья
  • Принципы конструирования изделий детской и образовательной робототехники
  • Основные методики расчета узлов и деталей изделий детской и образовательной робототехники
  • Технические регламенты и стандарты

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

3.2 Трудовая функция
Определение наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений при проектировании детской и образовательной робототехники

Трудовые действия

  • Определение проектной стоимости работ при разработке новых изделий детской и образовательной робототехники
  • Выбор оптимальных решений разработки изделий детской и образовательной робототехники на основании проектной стоимости работ
  • Расчет рисков при разработке новых изделий детской и образовательной робототехники
  • Разработка мер, направленных на повышение качества проектных работ, сокращение расхода материальных ресурсов, снижение стоимости их эксплуатации за счет улучшения качества проектных решений, при проектировании детской и образовательной робототехники

Необходимые умения

  • Осуществлять сбор информации о разработанных проектах и их аналогах в сфере детской и образовательной робототехники для определения стоимости и повышения качества
  • Анализировать и структурировать параметры проектов в сфере детской и образовательной робототехники, влияющие на их стоимость и качество
  • Устанавливать технические и правовые параметры, влияющие на стоимость изделий детской и образовательной робототехники
  • Определять методы и подходы для установления стоимости проектов в сфере детской и образовательной робототехники
  • Определять риски, возникающие при разработке изделий детской и образовательной робототехники

Необходимые знания

  • Законодательные и нормативные правовые акты, определяющие направления развития соответствующей отрасли детской индустрии
  • Методы финансирования разработок в сфере индустрии детских товаров
  • Система оплаты труда и формы материального стимулирования
  • Порядок заключения и исполнения договоров и контрактов
  • Основы экономики, организация труда, производства и управления
  • Трудовое законодательство Российской Федерации
  • Требования охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

3.3 Трудовая функция
Обеспечение прав на инновационные изделия детской и образовательной робототехники

Трудовые действия

  • Определение задач и видов патентных исследований по проектированию изделий детской и образовательной робототехники
  • Разработка задания на проведение патентных исследований по проектированию изделий детской и образовательной робототехники
  • Проведение комплекса мероприятий по сертификации изделий для детской и образовательной робототехники
  • Разработка мер по защите интеллектуальной собственности правообладателей в сфере детской и образовательной робототехники

Необходимые умения

  • Анализировать состояние и тенденции развития рынка детской и образовательной робототехники, сопоставлять результаты исследований и проектных решений с результатами аналогичных работ в отечественной и зарубежной практике
  • Производить поиск и систематизацию научно-технической информации в сфере разработки детской и образовательной робототехники
  • Читать специальную литературу на английском языке
  • Готовить документы для патентования и лицензирования научных и технических достижений, регистрации изобретений и рационализаторских предложений
  • Применять данные результатов эксплуатационных испытаний при разработке сертификационной документации на изделия детской и образовательной робототехники
  • Подготавливать материалы для получения сертификатов на изделия детской и образовательной робототехники
  • Использовать базы сертификационной документации
  • Осуществлять взаимодействие с российскими, зарубежными организациями и государственными сертификационными органами
  • Обеспечивать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности

Необходимые знания

  • Порядок разработки и оформления технической документации
  • Порядок и методы проведения патентных исследований, основы патентоведения
  • Нормативные и методические документы организации, касающиеся объектов и предметов профессиональной деятельности
  • Методы анализа технического уровня объектов техники и технологии
  • Стандарты, технические условия, инструкции по эксплуатации оборудования
  • Методика проведения испытаний для получения сертификата
  • Базы сертификационной документации
  • Результаты эксплуатационных испытаний при разработке сертификационной документации
  • Профессиональная терминология на английском языке
  • Методы и средства защиты интеллектуальной собственности

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Характеристика обобщенных трудовых функций

4. Обобщенная трудовая функция «Руководство работами по проектированию детской и образовательной робототехники»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Руководитель проекта
  • Главный инженер проекта

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование - специалитет, магистратура

Требования к опыту практической работы

  • В области проектирования робототехники не менее трех лет

Особые условия допуска к работе

Другие характеристики

Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Начальник исследовательской лаборатории
ЕКС
-
Начальник лаборатории (бюро) технико-экономических исследований
ОКСО 2016
150300
Прикладная механика
ОКСО 2016
151001
Технология машиностроения
ОКСО 2016
220200
Автоматизация и управление
ОКСО 2016
220400
Мехатроника и робототехника
ОКСО 2016
220600
Инноватика
ОКПДТР
20760
Главный инженер проекта
4.1 Трудовая функция
Проведение исследований для определения наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений в сфере детской и образовательной робототехники

Трудовые действия

  • Определение основных тенденций и перспектив развития индустрии детской и образовательной робототехники
  • Управление жизненным циклом изделий детской и образовательной робототехники
  • Организация проведения анализа маркетинговых исследований индустрии детских товаров с целью определения потребности в детской и образовательной робототехнике
  • Организация проведения исследований дидактических задач для создания изделий детской и образовательной робототехники, ориентированных на современные запросы образовательной среды и потребителей
  • Контроль соответствия разработанного проектного решения требованиям, предъявляемым к изделию детской индустрии: обеспечение медицинской и экологической безопасности, эстетичности и культуросообразности, направленности изделия на удовлетворение психоэмоциональных потребностей и развитие способностей, умений и креативности пользователей детской и образовательной робототехники
  • Контроль соответствия разработанного проектного решения физиологии и психологии детей и подростков - основных пользователей детской и образовательной робототехники
  • Организация и проведение исследовательских работ в соответствии с государственной политикой в области индустрии детских товаров, а также с мировыми тенденциями развития детской и образовательной робототехники
  • Организация и проведение исследовательских работ в соответствии с функциональными и эксплуатационными требованиями заказчиков изделий детской и образовательной робототехники

Необходимые умения

  • Анализировать научно-техническую информацию и документацию по производству детской и образовательной робототехники
  • Обобщать отечественный и зарубежный опыт в области разработки детской и образовательной робототехники
  • Производить анализ проектных решений при разработке аналогичных российских и зарубежных проектов
  • Составлять аналитические обзоры и научно-технические отчеты по результатам проведенных исследований в области разработки детской и образовательной робототехники
  • Анализировать результаты маркетинговых исследований в сфере индустрии детских товаров и детской и образовательной робототехники, изменять проектные решения в соответствии с данными результатами
  • Внедрять в практику работы проектной команды результаты исследований и инновационных разработок в сфере индустрии детских товаров и детской и образовательной робототехники
  • Читать и анализировать специальную литературу по производству детской и образовательной робототехники на английском языке
  • Учитывать физиологические и психологические особенности детского и подросткового возраста при разработке проекта в сфере детской и образовательной робототехники

Необходимые знания

  • Основные положения стратегии развития индустрии детских товаров и нормативных документов, разрабатываемых на государственном и федеральном уровне
  • Современные требования рынка потребителей детской и образовательной робототехники
  • Основные маркетинговые инструменты
  • Основы дидактики, физиологии и психологии
  • Основные понятия и определения, используемые в современной педагогике
  • Основные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности детских товаров
  • Технические регламенты в сфере индустрии детских товаров
  • Политика и цели организации в области качества
  • Базовые принципы бережливого производства
  • Требования системы экологического менеджмента и системы менеджмента производственной безопасности и здоровья
  • Этапы жизненного цикла изделия

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

4.2 Трудовая функция
Осуществление общего руководства проектной командой (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники

Трудовые действия

  • Создание стратегического плана работы проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
  • Создание оперативного плана работы проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
  • Распределение обязанностей и полномочий специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
  • Разработка мотивационной модели и показателей эффективности работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
  • Разработка и реализация предложений по вопросу профессионального становления и развития специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
  • Организация обучения/переобучения специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники при внедрении инновационных технологических решений
  • Осуществление контроля деятельности специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
  • Корректировка распределения обязанностей и полномочий специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
  • Анализ и оценка конечных результатов проекта по разработке детской и образовательной робототехники
  • Разработка программы инновационного развития проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
  • Использование основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

Необходимые умения

  • Организовывать и мотивировать деятельность подчиненных, контролировать их деятельность, принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий
  • Осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования
  • Определять ключевые цели и задачи деятельности проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) в соответствии с техническим заданием, финансовым положением и конкурентоспособностью
  • Разрабатывать процедуры и методы контроля работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
  • Реализовывать программы организационных изменений, преодолевать локальное сопротивление изменениям
  • Внедрять инновации, перестраивая поведение и методы работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
  • Оценивать готовность специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники к внедрению изменений и поддержке инициативы коллег по улучшению качества и повышению эффективности работы
  • Оценивать результаты внедрения программы инновационного развития проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники, корректировать стратегию инноваций

Необходимые знания

  • Особенности осуществления проектной деятельности при привлечении специалистов из различных отраслей экономики
  • Особенности менеджмента в области проектирования детской и образовательной робототехники
  • Принципы разработки процедуры и методов контроля в условиях профессиональной среды
  • Современные концепции организации операционной деятельности проектной команды
  • Особенности управления инновациями, возможные препятствия при введении новых подходов
  • Происходящие изменения и новые разработки в области проектирования детской и образовательной робототехники в Российской Федерации и на международном уровне
  • Основные принципы современной системы управления качеством

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Скачайте полный проф.стандарт по кнопкам ниже: