Общие сведения
Код: 29.003Проектирование детской и образовательной робототехники
Основная цель вида профессиональной деятельности
Создание российской конкурентоспособной детской и образовательной робототехники, ориентированной на выполнение дидактических задач
Группа занятий
1223.
Руководители подразделений по научным исследованиям и разработкам
2144.
Инженеры-механики
3114.
Техники-электроники
3114.
Техники-электроники
2141.
Инженеры в промышленности и на производстве
2152.
Инженеры-электроники
3115.
Техники-механики
Отнесение к видам экономической деятельности
28.99
Производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки
72.19
Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие
Функциональная карта вида профессиональной деятельности
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
Наименование
Код
Уровень квалификации
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Ответственная организация-разработчик: Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), город Москва
Исполнительный директор Шошин Евгений Валентинович
Исполнительный директор Шошин Евгений Валентинович
1
Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), город Москва
2
ООО «Агентство по профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций» (Профаккредагентство), город Москва
3
ООО «НПО «ЭЛТЭК Иркутск», город Иркутск
4
ООО «ОСТ», город Новочеркасск, Ростовская область
5
ООО «Ринел», город Ростов-на-Дону
6
ООО «Русучприбор», город Москва
7
ООО «СПКБ», город Санкт-Петербург
8
ООО «ФЕСТО-РФ», город Москва
9
ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана», город Москва
Характеристика обобщенных трудовых функций
1. Обобщенная трудовая функция «Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники»
Возможные наименования должностей, профессий
- Техник-механик
- Техник-конструктор
- Старший техник
- Старший техник-конструктор
Требования к образованию и обучению
- Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
Требования к опыту практической работы
- В области проектирования и конструирования изделий робототехники не менее одного года
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Техник
ЕКС
-
Техник-конструктор
ЕКС
-
Техник по наладке и испытаниям
ОКСО 2016
140613
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
ОКСО 2016
150412
Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники
ОКСО 2016
151001
Технология машиностроения
1.1 Трудовая функция
Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехники
Трудовые действия
- Выполнение рабочих чертежей на разрабатываемые узлы и изделия детской и образовательной робототехники
- Внесение исправлений в техническую документацию по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники в соответствии с решениями, принятыми при рассмотрении и обсуждении выполняемой работы
- Составление извещений об исправлениях в технической документации по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники
- Систематизация, обработка и подготовка данных для составления отчетов о проделанной работе
Необходимые умения
- Применять рекомендуемые нормативные и руководящие материалы на разрабатываемую техническую документацию
- Пользоваться стандартным программным обеспечением при оформлении документации
- Разрабатывать рабочие чертежи в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов
- Применять системы автоматизированного проектирования
- Применять систему предельных отклонений
Необходимые знания
- Основные положения нормативных документов, определяющих правила оформления проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации
- Правила и порядок оформления чертежей, отчетов, проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации, принятые в организации
- Основные принципы организации труда
- Стандартные программные продукты, используемые при оформлении проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации
- Принципы использования специального программного обеспечения
- Основы черчения и начертательной геометрии
- Основные типы элементов и конструкций
- Физические и механические характеристики конструкционных материалов
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
1.2 Трудовая функция
Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
Трудовые действия
- Тестирование программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
- Оформление технического описания к программному обеспечению изделий детской и образовательной робототехники
- Оформление сопроводительной документации на разработку программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
- Применять методики и стратегии тестирования программного обеспечения
- Писать программный код процедуры тестирования
- Подготавливать и применять тестовые наборы данных
- Анализировать, интерпретировать и документировать результаты тестирования программного обеспечения
- Составлять простые схемы технологического процесса обработки информации
- Составлять алгоритмы решения задач
- Составлять рабочие инструкции и необходимые пояснения к ним
- Подготавливать графические схемы с помощью специализированных визуальных редакторов
- Отображать алгоритмы и процессы с помощью блок-схем
- Выполнять операции технологического процесса обработки информации
- Составлять исходящую документацию
- Осуществлять передачу исходящей документации заказчику
Необходимые знания
- Требования к созданию руководства пользователя
- Требования к созданию руководства по эксплуатации программного обеспечения
- Терминология описания интерфейса пользователя
- Текстовые и графические редакторы
- Основы программирования
- Языки, утилиты и среды программирования и отладки программного обеспечения
- Технологии создания тестовых наборов данных
- Методы и средства тестирования программного обеспечения
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
1.3 Трудовая функция
Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
Трудовые действия
- Проведение испытаний разрабатываемых электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний
- Проведение испытаний разрабатываемых кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний
- Установление соответствия технических характеристик узлов и изделий детской и образовательной робототехники проектно-конструкторской и эксплуатационной документации
- Регулировка и наладка электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
- Регулировка и наладка кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
- Выявление дефектов работы электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
- Выявление дефектов работы кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
- Учет показателей замеченных дефектов работы электрических и кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
- Вносить корректировки в проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию по результатам испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
- Применять при разработке узлов и изделий детской и образовательной робототехники современные технологии изготовления и сборки
- Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов и изделий детской и образовательной робототехники
- Разрабатывать и использовать программы и методики испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые знания
- Основные технические характеристики, особенности кинематических схем и конструкций узлов, налаживаемых и испытываемых систем
- Основы метрологии, стандартизации и сертификации
- Технические средства сбора, передачи и обработки информации
- Технико-эксплуатационные характеристики и правила технической эксплуатации изделий робототехники
- Способы измерения параметров, характеристик и данных режимов работы оборудования
- Правила пользования измерительными приборами и инструментами, приспособлениями
- Основные технологические процессы и режимы производства
- Порядок оформления заявок на оборудование, запасные части, инструмент, материалы и покупные комплектующие изделия
- Единая система конструкторской документации
- Распоряжения, приказы, стандарты и решения организации
- Технические требования заказчика
- Основные принципы конструкции робототехнических систем
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Характеристика обобщенных трудовых функций
2. Обобщенная трудовая функция «Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники»
Возможные наименования должностей, профессий
- Инженер
- Инженер-конструктор
- Инженер-конструктор-схемотехник
- Инженер-программист
- Инженер-проектировщик
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование - бакалавриат
Требования к опыту практической работы
- Для лиц, не имеющих профильного образования, не менее одного года в области проектирования робототехники
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельностиДополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Инженер по наладке и испытаниям
ЕКС
-
Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов
ОКСО 2016
150300
Прикладная механика
ОКСО 2016
150400
Технологические машины и оборудование
ОКСО 2016
220200
Автоматизация и управление
ОКСО 2016
220600
Инноватика
ОКПДТР
22587
Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике
ОКПДТР
22827
Инженер-проектировщик
ОКПДТР
22864
Инженер-электроник
ОКПДТР
22864
Инженер-электроник
2.1 Трудовая функция
Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехники
Трудовые действия
- Разработка электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
- Выполнение расчетов электрических цепей аналоговых и цифровых электронных узлов изделий детской и образовательной робототехники
- Построение кинематических схем узлов изделий детской и образовательной робототехники
- Выполнение кинематических и прочностных расчетов механических узлов изделий детской и образовательной робототехники
- Разработка схемотехнической документации изделий детской и образовательной робототехники
- Расчет режимов работы электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
- Выбор элементной базы для разработки электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
- Расчет надежности разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
- Анализировать принципы работы и условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники
- Производить анализ практики применения конструкционных материалов, стандартизованных изделий детской и образовательной робототехники
- Подготавливать исходные данные для систем сбора и обработки информации об изделиях детской и образовательной робототехники
- Создавать и применять математические модели систем изделий детской и образовательной робототехники
- Использовать специализированные автоматизированные программы для выполнения кинематических и прочностных расчетов изделий детской и образовательной робототехники
- Производить построение монтажных и принципиальных схем изделий детской и образовательной робототехники
- Осуществлять расчет электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем изделий детской и образовательной робототехники
- Составлять и корректировать технологические и тестовые программы изделий детской и образовательной робототехники
- Применять методики расчета надежности узлов и агрегатов изделий детской и образовательной робототехники
- Анализировать конструкторский опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий
- Подготавливать исходные данные для анализа наработки на отказ систем изделий детской и образовательной робототехники
- Производить компьютерный анализ собираемости узлов изделий детской и образовательной робототехники
- Использовать системы автоматизированного проектирования
- Использовать базы данных трехмерных моделей
- Разрабатывать макеты информационных, электромеханических, электрогидравлических, электронных и микропроцессорных модулей мехатронных и робототехнических систем
Необходимые знания
- Основы теоретической механики
- Физические и механические характеристики конструкционных материалов
- Прочностные свойства материалов и прочностные свойства деталей и узлов, связанные с особенностями конструкций
- Принципы работы и условия эксплуатации проектируемых конструкций
- Методики кинематических и прочностных расчетов систем
- Специализированные программные продукты для проведения кинематических и прочностных расчетов
- Основы схемотехники изделий детской и образовательной робототехники
- Современная элементная база изделий детской и образовательной робототехники
- Современные отечественные и зарубежные пакеты программ для решения схемотехнических задач
- Методы выполнения технических расчетов
- Законы построения монтажных и принципиальных схем
- Методики расчета монтажных и принципиальных схем
- Методики расчета электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем
- Профессиональная терминология на английском языке
- Основные принципы конструкции робототехнических систем
- Основы теории надежности
- Методики расчета на надежность с использованием специального программного обеспечения
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
2.2 Трудовая функция
Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документации
Трудовые действия
- Анализ влияния технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов изделий детской и образовательной робототехники
- Разработка конструкций узлов изделий детской и образовательной робототехники с учетом технологии изготовления и сборки узлов
- Анализ и уточнение технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
- Согласование технического задания на проектируемую систему изделий детской и образовательной робототехники
- Определение вариантов структурной схемы системы изделий детской и образовательной робототехники
- Выбор оптимальных алгоритмов управления системой изделий детской и образовательной робототехники
- Разработка эскизного проекта изделий детской и образовательной робототехники
- Выбор структурной схемы изделий детской и образовательной робототехники путем сопоставления различных вариантов и их оценки с точки зрения технических и экономических требований
- Расчет всех необходимых показателей структурной схемы системы изделий детской и образовательной робототехники, в том числе показателей качества
- Выбор и обоснование схемы вспомогательных устройств изделий детской и образовательной робототехники
- Анализ возможности внедрения результатов проектирования детской и образовательной робототехники с учетом психофизических особенностей пользователей разного возраста
- Подготовка технического проекта с учетом технических требований к разрабатываемому изделию детской и образовательной робототехники, экономической целесообразности и предполагаемой технологии его изготовления
- Технико-экономическое обоснование принятого решения с расчетами себестоимости изделия детской и образовательной робототехники и стоимости его эксплуатации
- Сравнение изделий детской и образовательной робототехники с аналогами по технико-экономическим характеристикам
- Разработка рабочей конструкторской документации изделий детской и образовательной робототехники
- Разработка инструкций по эксплуатации проектируемой детской и образовательной робототехники
- Разработка дидактических материалов для использования детской и образовательной робототехники в образовательной деятельности
Необходимые умения
- Проектировать робототехнические системы изделий детской и образовательной робототехники с использованием систем автоматизированного проектирования
- Использовать методики развития творческих способностей обучающихся средствами проектно-исследовательской и конструкторской деятельности в области детской и образовательной робототехники
- Применять современные технологии изготовления изделий детской и образовательной робототехники
- Использовать математические модели при разработке конструкторской документации на изделия детской и образовательной робототехники
- Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики деталей изделий детской и образовательной робототехники
- Разрабатывать конструкцию изделия детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов, требованиями заказчика
- Учитывать при разработке изделий детской и образовательной робототехники результаты маркетинговых исследований
- Пользоваться справочниками конструктора, технолога
- Обеспечивать патентную чистоту разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники
- Выполнять требования системы менеджмента качества
- Использовать передовой российский и зарубежный опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий
- Использовать рекомендуемые справочные материалы и сортаменты по покупным изделиям
- Использовать системы автоматизированного проектирования
- Применять данные по результатам эксплуатационных испытаний изделий детской и образовательной робототехники
- Использовать базы данных при конструировании изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые знания
- Национальные и отраслевые стандарты, технические регламенты
- Основы эргономики и инженерной психологии
- Распоряжения, приказы и решения, стандарты организации
- Правила, требования и нормы единой системы конструкторской документации
- Стандарты системы менеджмента качества
- Справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным изделиям и покупным изделиям
- Физические и механические характеристики конструкционных материалов
- Основы взаимозаменяемости деталей и узлов изделий детской и образовательной робототехники
- Прочностные свойства материалов
- Перечни нормализованных элементов узлов и деталей
- Типовые конструкции и конструктивные решения изделий детской и образовательной робототехники
- Принципы работы проектируемых конструкций изделий детской и образовательной робототехники
- Условия эксплуатации проектируемых конструкций изделий детской и образовательной робототехники
- Методики расчета на прочность
- Особенности проектирования конструкций из композиционных материалов
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
2.3 Трудовая функция
Разработка программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
Трудовые действия
- Формализация и алгоритмизация задач автоматизации управления изделиями детской и образовательной робототехники
- Написание программного кода для изделий детской и образовательной робототехники с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными
- Проверка и отладка программного кода для изделий детской и образовательной робототехники
- Проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения для изделия детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
- Использовать методы и приемы алгоритмизации задач управления робототехническими системами и изделиями детской и образовательной робототехники
- Использовать программные продукты для графического отображения алгоритмов
- Применять стандартные алгоритмы управления робототехническими системами и изделиями детской и образовательной робототехники
- Применять выбранные языки программирования для написания программного кода для изделий детской и образовательной робототехники
- Использовать выбранную среду программирования для разработки программного кода изделий детской и образовательной робототехники
- Использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры
- Применять нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода
- Применять инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ
- Выявлять ошибки в программном коде
- Применять методы и приемы отладки программного кода
- Интерпретировать сообщения об ошибках, предупреждения, записи технологических журналов
- Применять современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода
- Применять программно-аппаратные средства отладки программного обеспечения микропроцессорных систем
- Проверять работоспособность программного обеспечения, загруженного в макеты, и опытные образцы образовательных робототехнических систем и изделий детской и образовательной робототехники
- Применять методы и средства проверки работоспособности программного обеспечения в изделиях детской и образовательной робототехники
- Анализировать значения полученных характеристик программного обеспечения, используемого в изделиях детской и образовательной робототехники
- Документировать результаты проверки работоспособности программного обеспечения, используемого в изделиях детской и образовательной робототехники
Необходимые знания
- Методы и приемы формализации и алгоритмизации задач управления робототехническими системами
- Нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов
- Алгоритмы решения типовых задач управления, области и способы их применения
- Методология разработки программного обеспечения микропроцессорных систем
- Архитектура и интерфейс микропроцессоров и микропроцессорных комплектов, микроконтроллеров, одноплатных компьютеров
- Интерфейс навигационных модулей и беспроводных персональных сетей для микропроцессорных систем
- Интерфейс сенсорных устройств и датчиков изделий детской и образовательной робототехники
- Синтаксис и стандартные библиотеки языка ассемблер и кросс-программных средств проектирования программного обеспечения микропроцессорных систем
- Среды визуального программирования изделий детской и образовательной робототехники
- Инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ
- Методы повышения читаемости программного кода
- Системы кодировки символов, форматы хранения исходных текстов программ
- Нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода
- Методы и приемы отладки программного кода
- Типы и форматы сообщений об ошибках, предупреждений
- Современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода
- Программно-аппаратные средства отладки программного обеспечения микропроцессорных систем, внутрисхемные эмуляторы
- Методы и средства проверки работоспособности программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
- Внутренние нормативные документы, регламентирующие порядок документирования результатов проверки работоспособности программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
2.4 Трудовая функция
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
Трудовые действия
- Конструкторское сопровождение изготовления опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
- Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
- Разработка документации по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
- Внесение корректировки в конструкторскую документацию изделий детской и образовательной робототехники по результатам испытаний
- Разработка предложений по ликвидации технических отклонений от требований конструкторской документации изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
- Производить анализ требований по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям
- Осуществлять сборку и наладку опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники по эскизам и принципиальным схемам
- Контролировать технологию изготовления и сборки деталей и узлов опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
- Применять методики проведения измерений при экспериментальных работах
- Анализировать технологические процессы и разрабатывать предложения по выбору технологий для опытного производства изделий детской и образовательной робототехники
- Обеспечивать соответствие трехмерных моделей изделий детской и образовательной робототехники требованиям технологичности изготовления и сборки деталей и узлов
- Производить настройку и отладку опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники с использованием соответствующей контрольно-измерительной аппаратуры
- Подготавливать программы и методики испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
- Реализовывать программы испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
- Анализировать результаты испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
- Разрабатывать мероприятия по устранению замечаний по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
- Корректировать конструкторскую документацию и формировать отчеты по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
- Учитывать влияние технологических особенностей изготовления в опытном производстве на технические характеристики деталей
- Составлять заявки на покупные изделия и материалы
- Работать со специалистами смежных структур
- Диагностировать измерительные и управляющие системы и комплексы
- Работать с современными средствами измерения и контроля
Необходимые знания
- Основные положения технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
- Технология опытного производства и характеристики технологического оборудования
- Методика проведения измерений в опытном производстве
- Методы сборки опытных образцов систем по принципиальным схемам
- Основы методики проведения измерений при экспериментальных работах
- Технические характеристики оборудования, используемого для испытаний
- Программы и методики проведения испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники
- Условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники
- Справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям
- Перечни нормализованных элементов узлов и деталей
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Характеристика обобщенных трудовых функций
3. Обобщенная трудовая функция «Техническое, экономическое и правовое обеспечение работ по проектированию детской и образовательной робототехники»
Возможные наименования должностей, профессий
- Ведущий инженер
- Главный инженер
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование - специалитет, магистратура
Требования к опыту практической работы
- В области проектирования робототехники не менее двух лет
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельностиДополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Ведущий инженер
ЕКС
-
Начальник отдела патентной и изобретательной работы
ОКСО 2016
150300
Прикладная механика
ОКСО 2016
151001
Технология машиностроения
ОКСО 2016
220200
Автоматизация и управление
ОКСО 2016
220400
Мехатроника и робототехника
ОКПДТР
22587
Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике
ОКПДТР
22827
Инженер-проектировщик
ОКПДТР
22864
Инженер-электроник
ОКПДТР
22864
Инженер-электроник
3.1 Трудовая функция
Разработка и согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники
Трудовые действия
- Изучение и применение опыта ведущих отечественных и зарубежных организаций по достижению технического уровня в сфере проектирования детской и образовательной робототехники
- Определение по требуемым заказчиком функциям изделий детской и образовательной робототехники его основных конструктивных решений и параметров изделия в целом
- Определение совместно с заказчиком технологических характеристик изделий детской и образовательной робототехники, области и условий применения
- Обеспечение соблюдения требований международных и национальных стандартов, технических условий, используемых при создании изделий детской и образовательной робототехники
- Разработка нормативной документации проекта на изделия детской и образовательной робототехники
- Обеспечение учета возрастных и физиологических особенностей при создании изделий детской и образовательной робототехники
- Согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники с внешними структурами (заказчиками, техническими службами и органами надзора)
- Определение и обеспечение соблюдения требований безопасности, надежности и условий эксплуатации изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
- Формулировать задание на выполнение проектных работ для изготовления изделий детской и образовательной робототехники
- Осуществлять коммуникации с представителями внешних структур по вопросам, связанным с техническим заданием на изделия детской и образовательной робототехники
- Анализировать правовую документацию в сфере разработки детской продукции
- Формулировать задачи по соблюдению требований безопасности, надежности и условий эксплуатации изделий детской и образовательной робототехники
- Определять и анализировать основные возрастные и физиологические особенности пользователей изделий детской и образовательной робототехники
- Читать и анализировать специальную литературу на английском языке
- Корректировать техническое задание на проектирование изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с изменениями технологического режима
Необходимые знания
- Трудовое законодательство Российской Федерации
- Требования охраны труда
- Стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации изделий детской и образовательной робототехники
- Критерии проверки полноты и достоверности информации по проектированию изделий детской и образовательной робототехники
- Область и условия применения изделий детской и образовательной робототехники
- Профессиональная терминология на английском языке
- Требования системы экологического менеджмента и системы менеджмента производственной безопасности и здоровья
- Принципы конструирования изделий детской и образовательной робототехники
- Основные методики расчета узлов и деталей изделий детской и образовательной робототехники
- Технические регламенты и стандарты
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
3.2 Трудовая функция
Определение наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений при проектировании детской и образовательной робототехники
Трудовые действия
- Определение проектной стоимости работ при разработке новых изделий детской и образовательной робототехники
- Выбор оптимальных решений разработки изделий детской и образовательной робототехники на основании проектной стоимости работ
- Расчет рисков при разработке новых изделий детской и образовательной робототехники
- Разработка мер, направленных на повышение качества проектных работ, сокращение расхода материальных ресурсов, снижение стоимости их эксплуатации за счет улучшения качества проектных решений, при проектировании детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
- Осуществлять сбор информации о разработанных проектах и их аналогах в сфере детской и образовательной робототехники для определения стоимости и повышения качества
- Анализировать и структурировать параметры проектов в сфере детской и образовательной робототехники, влияющие на их стоимость и качество
- Устанавливать технические и правовые параметры, влияющие на стоимость изделий детской и образовательной робототехники
- Определять методы и подходы для установления стоимости проектов в сфере детской и образовательной робототехники
- Определять риски, возникающие при разработке изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые знания
- Законодательные и нормативные правовые акты, определяющие направления развития соответствующей отрасли детской индустрии
- Методы финансирования разработок в сфере индустрии детских товаров
- Система оплаты труда и формы материального стимулирования
- Порядок заключения и исполнения договоров и контрактов
- Основы экономики, организация труда, производства и управления
- Трудовое законодательство Российской Федерации
- Требования охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
3.3 Трудовая функция
Обеспечение прав на инновационные изделия детской и образовательной робототехники
Трудовые действия
- Определение задач и видов патентных исследований по проектированию изделий детской и образовательной робототехники
- Разработка задания на проведение патентных исследований по проектированию изделий детской и образовательной робототехники
- Проведение комплекса мероприятий по сертификации изделий для детской и образовательной робототехники
- Разработка мер по защите интеллектуальной собственности правообладателей в сфере детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
- Анализировать состояние и тенденции развития рынка детской и образовательной робототехники, сопоставлять результаты исследований и проектных решений с результатами аналогичных работ в отечественной и зарубежной практике
- Производить поиск и систематизацию научно-технической информации в сфере разработки детской и образовательной робототехники
- Читать специальную литературу на английском языке
- Готовить документы для патентования и лицензирования научных и технических достижений, регистрации изобретений и рационализаторских предложений
- Применять данные результатов эксплуатационных испытаний при разработке сертификационной документации на изделия детской и образовательной робототехники
- Подготавливать материалы для получения сертификатов на изделия детской и образовательной робототехники
- Использовать базы сертификационной документации
- Осуществлять взаимодействие с российскими, зарубежными организациями и государственными сертификационными органами
- Обеспечивать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности
Необходимые знания
- Порядок разработки и оформления технической документации
- Порядок и методы проведения патентных исследований, основы патентоведения
- Нормативные и методические документы организации, касающиеся объектов и предметов профессиональной деятельности
- Методы анализа технического уровня объектов техники и технологии
- Стандарты, технические условия, инструкции по эксплуатации оборудования
- Методика проведения испытаний для получения сертификата
- Базы сертификационной документации
- Результаты эксплуатационных испытаний при разработке сертификационной документации
- Профессиональная терминология на английском языке
- Методы и средства защиты интеллектуальной собственности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Характеристика обобщенных трудовых функций
4. Обобщенная трудовая функция «Руководство работами по проектированию детской и образовательной робототехники»
Возможные наименования должностей, профессий
- Руководитель проекта
- Главный инженер проекта
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование - специалитет, магистратура
Требования к опыту практической работы
- В области проектирования робототехники не менее трех лет
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельностиДополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Начальник исследовательской лаборатории
ЕКС
-
Начальник лаборатории (бюро) технико-экономических исследований
ОКСО 2016
150300
Прикладная механика
ОКСО 2016
151001
Технология машиностроения
ОКСО 2016
220200
Автоматизация и управление
ОКСО 2016
220400
Мехатроника и робототехника
ОКСО 2016
220600
Инноватика
ОКПДТР
20760
Главный инженер проекта
4.1 Трудовая функция
Проведение исследований для определения наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений в сфере детской и образовательной робототехники
Трудовые действия
- Определение основных тенденций и перспектив развития индустрии детской и образовательной робототехники
- Управление жизненным циклом изделий детской и образовательной робототехники
- Организация проведения анализа маркетинговых исследований индустрии детских товаров с целью определения потребности в детской и образовательной робототехнике
- Организация проведения исследований дидактических задач для создания изделий детской и образовательной робототехники, ориентированных на современные запросы образовательной среды и потребителей
- Контроль соответствия разработанного проектного решения требованиям, предъявляемым к изделию детской индустрии: обеспечение медицинской и экологической безопасности, эстетичности и культуросообразности, направленности изделия на удовлетворение психоэмоциональных потребностей и развитие способностей, умений и креативности пользователей детской и образовательной робототехники
- Контроль соответствия разработанного проектного решения физиологии и психологии детей и подростков - основных пользователей детской и образовательной робототехники
- Организация и проведение исследовательских работ в соответствии с государственной политикой в области индустрии детских товаров, а также с мировыми тенденциями развития детской и образовательной робототехники
- Организация и проведение исследовательских работ в соответствии с функциональными и эксплуатационными требованиями заказчиков изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые умения
- Анализировать научно-техническую информацию и документацию по производству детской и образовательной робототехники
- Обобщать отечественный и зарубежный опыт в области разработки детской и образовательной робототехники
- Производить анализ проектных решений при разработке аналогичных российских и зарубежных проектов
- Составлять аналитические обзоры и научно-технические отчеты по результатам проведенных исследований в области разработки детской и образовательной робототехники
- Анализировать результаты маркетинговых исследований в сфере индустрии детских товаров и детской и образовательной робототехники, изменять проектные решения в соответствии с данными результатами
- Внедрять в практику работы проектной команды результаты исследований и инновационных разработок в сфере индустрии детских товаров и детской и образовательной робототехники
- Читать и анализировать специальную литературу по производству детской и образовательной робототехники на английском языке
- Учитывать физиологические и психологические особенности детского и подросткового возраста при разработке проекта в сфере детской и образовательной робототехники
Необходимые знания
- Основные положения стратегии развития индустрии детских товаров и нормативных документов, разрабатываемых на государственном и федеральном уровне
- Современные требования рынка потребителей детской и образовательной робототехники
- Основные маркетинговые инструменты
- Основы дидактики, физиологии и психологии
- Основные понятия и определения, используемые в современной педагогике
- Основные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности детских товаров
- Технические регламенты в сфере индустрии детских товаров
- Политика и цели организации в области качества
- Базовые принципы бережливого производства
- Требования системы экологического менеджмента и системы менеджмента производственной безопасности и здоровья
- Этапы жизненного цикла изделия
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
4.2 Трудовая функция
Осуществление общего руководства проектной командой (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
Трудовые действия
- Создание стратегического плана работы проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
- Создание оперативного плана работы проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
- Распределение обязанностей и полномочий специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
- Разработка мотивационной модели и показателей эффективности работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
- Разработка и реализация предложений по вопросу профессионального становления и развития специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
- Организация обучения/переобучения специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники при внедрении инновационных технологических решений
- Осуществление контроля деятельности специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
- Корректировка распределения обязанностей и полномочий специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
- Анализ и оценка конечных результатов проекта по разработке детской и образовательной робототехники
- Разработка программы инновационного развития проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
- Использование основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач
Необходимые умения
- Организовывать и мотивировать деятельность подчиненных, контролировать их деятельность, принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий
- Осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования
- Определять ключевые цели и задачи деятельности проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) в соответствии с техническим заданием, финансовым положением и конкурентоспособностью
- Разрабатывать процедуры и методы контроля работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
- Реализовывать программы организационных изменений, преодолевать локальное сопротивление изменениям
- Внедрять инновации, перестраивая поведение и методы работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники
- Оценивать готовность специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники к внедрению изменений и поддержке инициативы коллег по улучшению качества и повышению эффективности работы
- Оценивать результаты внедрения программы инновационного развития проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники, корректировать стратегию инноваций
Необходимые знания
- Особенности осуществления проектной деятельности при привлечении специалистов из различных отраслей экономики
- Особенности менеджмента в области проектирования детской и образовательной робототехники
- Принципы разработки процедуры и методов контроля в условиях профессиональной среды
- Современные концепции организации операционной деятельности проектной команды
- Особенности управления инновациями, возможные препятствия при введении новых подходов
- Происходящие изменения и новые разработки в области проектирования детской и образовательной робототехники в Российской Федерации и на международном уровне
- Основные принципы современной системы управления качеством
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Другие специальности:
- Специалист по организации производства анимационного кино
- Работник по монтажным и пусконаладочным работам в автомобилестроении
- Сталевар установки внепечной обработки стали
- Специалист в области материаловедческого обеспечения технологического цикла производства объемных нанокерамик; соединений; композитов на их основе и изделий из них
- Специалист по подготовке проекта обеспечения соблюдения требований энергетической эффективности зданий; строений и сооружений
- Врач-колопроктолог
- Логист автомобилестроения
- Специалист в области материаловедческого обеспечения технологического цикла производства объемных нанометаллов, сплавов, композитов на их основе и изделий из них
- Ремонтник-наладчик механических узлов металлорежущих станков
- Водитель автомобиля, занятый в технологическом процессе добычи и обогащения полезных ископаемых
- Специалист-эксперт ведомственной приемки в ракетно-космической промышленности
- Сверловщик
- Нагревальщик металла
- Машинист буровых установок на нефть и газ
- Работник по обслуживанию пассажиров на железнодорожном вокзале (железнодорожном вокзальном комплексе)
- Машинист разогревателя (нагревателя) асфальтобетона
- Врач-нейрохирург
- Специалист по интернет-маркетингу
- Работник по прессовым работам в автомобилестроении
- Специалист по организации деятельности по обслуживанию пассажиров и посетителей в железнодорожном агентстве
- Гуммировщик металлоизделий
- Специалист по учету музейных предметов
- Специалист в области медико-профилактического дела
- Гидротехник в строительстве
- Специалист по водным технологиям водоснабжения и водоотведения (акватроник)