Специалист по работе с интерактивными системами движения

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 18.03.2021 № 139н
Регистрационный номер:
1421

Общие сведения

Код: 04.013
Создание компьютерной трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения)

Основная цель вида профессиональной деятельности

Оцифровка движений актеров и использование их в трехмерной анимации

Группа занятий

2654.
Режиссеры кино, театра и родственные им деятели искусства и продюсеры
3139.
Техники (операторы) по управлению технологическими процессами, не входящие в другие группы

Отнесение к видам экономической деятельности

59.11
Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ
61.90
Деятельность в области телекоммуникаций прочая
62.09
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
90.03
Деятельность в области художественного творчества
Функциональная карта вида профессиональной деятельности

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
Наименование
Код
Уровень квалификации

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ответственная организация-разработчик: Ассоциация организаций индустрии анимационного кино, город Москва
Исполнительный директор Ирина Геннадьевна Мастусова
1
ФГБУ «ВНИИ труда Минтруда России», город Москва
2
ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм», город Москва

Характеристика обобщенных трудовых функций

1. Обобщенная трудовая функция «Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Технический специалист комплекса по захвату движения
  • Технический специалист по системам захвата движения в лицевой анимации
  • Ведущий технический специалист виртуальных съемок методом захвата движения

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование - бакалавриат

Требования к опыту практической работы

  • Для ведущих технических специалистов -не менее одного года работы по созданию трехмерной анимации на основе использования систем захвата движения

Особые условия допуска к работе

Другие характеристики

Заключение о возможности занимать должность выдает комиссия организации с учетом уровня освоения работником навыков, приобретенного опыта и сложности выполняемой работы по данной профессии

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Кинооператор комбинированных съемок
ЕКС
-
Кинооператор-постановщик
ОКСО 2016
2.09.03.03
Прикладная информатика
ОКПДТР
15521
Оператор видеозаписи
1.1 Трудовая функция
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов

Трудовые действия

  • Определение постановочных технических и технологических решений для выполнения поставленных задач проекта создания трехмерной анимации
  • Настройка трехмерных моделей в специализированных компьютерных программах, предназначенных для создания персонажной анимации
  • Тестирование трехмерных моделей в специализированных компьютерных программах, предназначенных для создания персонажной анимации
  • Решение программных задач процесса создания анимационного контента трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
  • Подключение программного обеспечения и настройка беспроводной передачи данных при использовании инерциальной системы захвата движения для оцифровки движений актера
  • Облачение актера в костюм с гироскопическими датчиками и проведение калибровки системы
  • Запись трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и объектов по дублям
  • Постобработка цифровых данных, полученных в результате оцифровки движений актера

Необходимые умения

  • Разрабатывать технологическую концепцию проведения виртуальных съемок в анимационном кино в соответствии с техническими и творческими задачами проекта
  • Находить технические решения для осуществления виртуальных съемок методом захвата движения
  • Подготавливать и настраивать оборудование для проведения виртуальных съемок
  • Эксплуатировать оборудование и аксессуары систем захвата движения
  • Выставлять виртуальную камеру в анимационной программе
  • Пользоваться навыками трехмерной анимации
  • Выполнять редактирование полученных цифровых данных
  • Проводить технологическую интеграцию в рамках технологического решения проекта

Необходимые знания

  • Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента
  • Технологии интерактивных систем движения (захвата движения)
  • Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения)
  • Программное обеспечение дополнительных смежных программ трехмерной анимации
  • Строение человеческого тела и его биомеханика
  • Общие понятия моделирования и риггинга (оснастки) в анимации и компьютерном моделировании
  • Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики)

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

1.2 Трудовая функция
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения

Трудовые действия

  • Размещение на лице актера меток для более точного трекинга и съемка диапазона лицевых эмоций актера
  • Видеосъемка лица актера, его эмоций и артикуляции (липсинка) с помощью видеокамеры или устройств и технологий, размещенных перед лицом актера, по дублям
  • Контроль за правильным расположением и настройками видеокамеры перед лицом актера в процессе съемок
  • Производство масок (фонем) в специализированных компьютерных программах по лицевому захвату движения
  • Производство видеотрекинга на основе полученных масок (фонем) всех отснятых дублей съемок лица актера
  • Перенос видеотрекинга из программы захвата лицевых движений на трехмерную модель анимационного персонажа

Необходимые умения

  • Принимать производственные решения при определении производственной цепочки процесса
  • Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера
  • Применять технологии компьютерной лицевой анимации
  • Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера и процесс захвата движения тела актера
  • Применять технологии анимации лица трехмерных персонажей в специализированном программном обеспечении, используемом при производстве анимационного кино
  • Применять принципы построения лицевого рига (оснастки) модели
  • Определять метод получения лицевой анимации посредством захвата движения, в наибольшей степени соответствующий требованиям конкретного анимационного проекта

Необходимые знания

  • Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента
  • Технологии систем захвата движения для производства лицевой анимации при создании анимационного контента
  • Специализированные компьютерные программы лицевой анимации с помощью захвата движения
  • Трехмерная анимация лица в анимационных компьютерных программах
  • Общие принципы построения лицевого рига (оснастки) трехмерной модели
  • Технические особенности видеокамер и приспособлений для съемки лица актера
  • Технологии сохранения записываемого цифрового материала или беспроводной передачи его в компьютер в реальном времени
  • Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики)
  • Требования охраны труда

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Характеристика обобщенных трудовых функций

2. Обобщенная трудовая функция «Создание трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Специалист комплекса по захвату движения
  • Специалист по системам захвата движения в лицевой анимации
  • Ведущий специалист виртуальных съемок методом захвата движения

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области компьютерной графики, анимации, разработки компьютерных игр, мультимедиа

Требования к опыту практической работы

  • Для ведущих специалистов -не менее одного года работы по созданию трехмерной анимации на основе использования систем захвата движения

Особые условия допуска к работе

Другие характеристики

Заключение о возможности занимать должность выдает комиссия организации с учетом уровня освоения работником навыков, приобретенного опыта и сложности выполняемой работы по данной профессии

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Кинооператор комбинированных съемок
ЕКС
-
Кинооператор-постановщик
ЕКС
-
Художник-постановщик анимационных фильмов
ОКСО 2016
2.09.03.03
Прикладная информатика
ОКСО 2016
8.55.05.01
Режиссура кино и телевидения
ОКСО 2016
8.55.05.03
Кинооператорство
ОКПДТР
15521
Оператор видеозаписи
2.1 Трудовая функция
Создание трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов

Трудовые действия

  • Оценка качества подготовительного материала по созданию трехмерной анимации методом захвата движения
  • Уточнение технического задания на производство анимационного кино в части, касающейся создания трехмерной анимации
  • Определение постановочных решений по созданию трехмерной анимации для выполнения поставленных задач и подбор актеров
  • Настройка и тестирование трехмерных моделей в программах персонажной анимации и обработки данных для визуализации результата работ в режиме реального времени
  • Решение программных задач по совершенствованию процесса создания анимационного контента
  • Расстановка и настройка камер для проведения виртуальной съемки по захвату движения (мокапу) с учетом их технических спецификаций
  • Калибровка площадки, на которой проводится виртуальная съемка по захвату движения и маркировка костюма актера и предметов реквизита
  • Инициализация диапазона лицевых эмоций актера (ROM) на площадке с построением скелетона в компьютерной программе оптической системы
  • Подключение программного обеспечения, используемого в трехмерной анимации, и настройка беспроводной передачи данных
  • Проведение калибровки актера в программном обеспечении, используемом в трехмерной анимации
  • Инициализация и построение виртуального актера в программах персонажной анимации и обработки данных
  • Запись трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и объектов по дублям
  • Постобработка в программах персонажной анимации цифровых данных, полученных в результате оцифровки движений актера

Необходимые умения

  • Разрабатывать творческую концепцию проведения виртуальных съемок в анимационном кино в соответствии с творческим замыслом режиссера
  • Находить творческие и технические решения для осуществления виртуальных съемок
  • Адаптировать режиссерские задачи для актеров с учетом специфики применения метода захвата движения
  • Подготавливать и настраивать оборудование для виртуальных съемок
  • Использовать оборудование и аксессуары систем захвата движения
  • Выставлять виртуальную камеру в специализированной анимационной программе
  • Создавать трехмерную анимацию
  • Редактировать цифровые данные, полученные в процессе создания трехмерной анимации

Необходимые знания

  • Принципы создания анимационного кино
  • Производственные этапы проведения виртуальных съемок при создании анимационного контента
  • Технологии интерактивных систем движения (захвата движения)
  • Основы режиссуры анимационного кино и актерского мастерства
  • Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения)
  • Принципы и стили анимации
  • Строение человеческого тела и его биомеханика
  • Общие понятия моделирования и риггинга (оснастки) в анимации и компьютерном моделировании
  • Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики)

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

2.2 Трудовая функция
Создание трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения

Трудовые действия

  • Выбор метода захвата движения для создания лицевой анимации
  • Определение пайплайна (производственной цепочки) создания трехмерной анимации лица с учетом выбранного метода
  • Размещение на лице актера меток для съемки диапазона лицевых эмоций актера (ROM) анимационного кино
  • Видеосъемка лица актера анимационного кино, его эмоций и артикуляции (липсинка) с помощью видеокамеры или технологий, используемых для создания трехмерной анимации лица персонажа
  • Производство масок (фонем) диапазона лицевых эмоций актера (ROM) анимационного кино в специализированных компьютерных системах
  • Производство видеотрекинга на основе полученных масок (фонем) всех отснятых дублей съемок лица актера анимационного кино
  • Построение лицевых масок, аналогичных маскам (фонемам) диапазона лицевых эмоций актера (ROM), на трехмерной модели с помощью лицевого рига (оснастки) в специализированных анимационных программах
  • Перенос видеотрекинга из программы захвата лицевых движений на трехмерную модель анимационного персонажа
  • Редактирование полученной лицевой анимации персонажа в программном обеспечении, используемом при производстве анимационного кино
  • Соединение лицевой анимации и захвата движения (мокап-анимации) тела персонажа и ее синхронизация со звуком

Необходимые умения

  • Принимать решения по определению производственной цепочки процесса создания трехмерной анимации
  • Выбирать и обосновывать применение метода получения лицевой анимации посредством захвата движения в соответствии с особенностями конкретного проекта создания трехмерной анимации
  • Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера анимационного кино
  • Применять технологии компьютерной лицевой анимации
  • Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера анимационного кино и процесс захвата движения тела актера
  • Анимировать трехмерных персонажей в программном обеспечении, используемом при производстве анимационного контента методом захвата движения
  • Применять принципы построения лицевого рига (оснастки) модели анимационного кино
  • Определять подходящий метод получения лицевой анимации посредством захвата движения в каждом конкретном случае

Необходимые знания

  • Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента
  • Технологии систем захвата движения для производства лицевой анимации при создании анимационного контента
  • Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения)
  • Строение лицевых мышц лица и их работа
  • Диапазон лицевых эмоциональных выражений
  • Принципы создания мимики и произношения артикуляционных звуков
  • Трехмерная анимация лица в специализированных компьютерных программах
  • Общие принципы построения лицевого рига (оснастки) трехмерной модели
  • Технические особенности видеокамер и приспособлений для съемки лица актера
  • Технологии сохранения записываемого цифрового материала или беспроводной передачи его в компьютер в реальном времени
  • Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики)
  • Требования охраны труда

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Скачайте полный проф.стандарт по кнопкам ниже: