Общие сведения
Код: 04.013Создание компьютерной трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения)
Основная цель вида профессиональной деятельности
Оцифровка движений актеров и использование их в трехмерной анимации
Группа занятий
2654.
Режиссеры кино, театра и родственные им деятели искусства и продюсеры
3139.
Техники (операторы) по управлению технологическими процессами, не входящие в другие группы
Отнесение к видам экономической деятельности
59.11
Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ
61.90
Деятельность в области телекоммуникаций прочая
62.09
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
90.03
Деятельность в области художественного творчества
Функциональная карта вида профессиональной деятельности
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
Наименование
Код
Уровень квалификации
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Ответственная организация-разработчик: Ассоциация организаций индустрии анимационного кино, город Москва
Исполнительный директор Ирина Геннадьевна Мастусова
Исполнительный директор Ирина Геннадьевна Мастусова
1
ФГБУ «ВНИИ труда Минтруда России», город Москва
2
ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм», город Москва
Характеристика обобщенных трудовых функций
1. Обобщенная трудовая функция «Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов»
Возможные наименования должностей, профессий
- Технический специалист комплекса по захвату движения
- Технический специалист по системам захвата движения в лицевой анимации
- Ведущий технический специалист виртуальных съемок методом захвата движения
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование - бакалавриат
Требования к опыту практической работы
- Для ведущих технических специалистов -не менее одного года работы по созданию трехмерной анимации на основе использования систем захвата движения
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики
Заключение о возможности занимать должность выдает комиссия организации с учетом уровня освоения работником навыков, приобретенного опыта и сложности выполняемой работы по данной профессииДополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Кинооператор комбинированных съемок
ЕКС
-
Кинооператор-постановщик
ОКСО 2016
2.09.03.03
Прикладная информатика
ОКПДТР
15521
Оператор видеозаписи
1.1 Трудовая функция
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
Трудовые действия
- Определение постановочных технических и технологических решений для выполнения поставленных задач проекта создания трехмерной анимации
- Настройка трехмерных моделей в специализированных компьютерных программах, предназначенных для создания персонажной анимации
- Тестирование трехмерных моделей в специализированных компьютерных программах, предназначенных для создания персонажной анимации
- Решение программных задач процесса создания анимационного контента трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
- Подключение программного обеспечения и настройка беспроводной передачи данных при использовании инерциальной системы захвата движения для оцифровки движений актера
- Облачение актера в костюм с гироскопическими датчиками и проведение калибровки системы
- Запись трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и объектов по дублям
- Постобработка цифровых данных, полученных в результате оцифровки движений актера
Необходимые умения
- Разрабатывать технологическую концепцию проведения виртуальных съемок в анимационном кино в соответствии с техническими и творческими задачами проекта
- Находить технические решения для осуществления виртуальных съемок методом захвата движения
- Подготавливать и настраивать оборудование для проведения виртуальных съемок
- Эксплуатировать оборудование и аксессуары систем захвата движения
- Выставлять виртуальную камеру в анимационной программе
- Пользоваться навыками трехмерной анимации
- Выполнять редактирование полученных цифровых данных
- Проводить технологическую интеграцию в рамках технологического решения проекта
Необходимые знания
- Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента
- Технологии интерактивных систем движения (захвата движения)
- Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения)
- Программное обеспечение дополнительных смежных программ трехмерной анимации
- Строение человеческого тела и его биомеханика
- Общие понятия моделирования и риггинга (оснастки) в анимации и компьютерном моделировании
- Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики)
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
1.2 Трудовая функция
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения
Трудовые действия
- Размещение на лице актера меток для более точного трекинга и съемка диапазона лицевых эмоций актера
- Видеосъемка лица актера, его эмоций и артикуляции (липсинка) с помощью видеокамеры или устройств и технологий, размещенных перед лицом актера, по дублям
- Контроль за правильным расположением и настройками видеокамеры перед лицом актера в процессе съемок
- Производство масок (фонем) в специализированных компьютерных программах по лицевому захвату движения
- Производство видеотрекинга на основе полученных масок (фонем) всех отснятых дублей съемок лица актера
- Перенос видеотрекинга из программы захвата лицевых движений на трехмерную модель анимационного персонажа
Необходимые умения
- Принимать производственные решения при определении производственной цепочки процесса
- Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера
- Применять технологии компьютерной лицевой анимации
- Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера и процесс захвата движения тела актера
- Применять технологии анимации лица трехмерных персонажей в специализированном программном обеспечении, используемом при производстве анимационного кино
- Применять принципы построения лицевого рига (оснастки) модели
- Определять метод получения лицевой анимации посредством захвата движения, в наибольшей степени соответствующий требованиям конкретного анимационного проекта
Необходимые знания
- Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента
- Технологии систем захвата движения для производства лицевой анимации при создании анимационного контента
- Специализированные компьютерные программы лицевой анимации с помощью захвата движения
- Трехмерная анимация лица в анимационных компьютерных программах
- Общие принципы построения лицевого рига (оснастки) трехмерной модели
- Технические особенности видеокамер и приспособлений для съемки лица актера
- Технологии сохранения записываемого цифрового материала или беспроводной передачи его в компьютер в реальном времени
- Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики)
- Требования охраны труда
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Характеристика обобщенных трудовых функций
2. Обобщенная трудовая функция «Создание трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов»
Возможные наименования должностей, профессий
- Специалист комплекса по захвату движения
- Специалист по системам захвата движения в лицевой анимации
- Ведущий специалист виртуальных съемок методом захвата движения
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области компьютерной графики, анимации, разработки компьютерных игр, мультимедиа
Требования к опыту практической работы
- Для ведущих специалистов -не менее одного года работы по созданию трехмерной анимации на основе использования систем захвата движения
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики
Заключение о возможности занимать должность выдает комиссия организации с учетом уровня освоения работником навыков, приобретенного опыта и сложности выполняемой работы по данной профессииДополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Кинооператор комбинированных съемок
ЕКС
-
Кинооператор-постановщик
ЕКС
-
Художник-постановщик анимационных фильмов
ОКСО 2016
2.09.03.03
Прикладная информатика
ОКСО 2016
8.55.05.01
Режиссура кино и телевидения
ОКСО 2016
8.55.05.03
Кинооператорство
ОКПДТР
15521
Оператор видеозаписи
2.1 Трудовая функция
Создание трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
Трудовые действия
- Оценка качества подготовительного материала по созданию трехмерной анимации методом захвата движения
- Уточнение технического задания на производство анимационного кино в части, касающейся создания трехмерной анимации
- Определение постановочных решений по созданию трехмерной анимации для выполнения поставленных задач и подбор актеров
- Настройка и тестирование трехмерных моделей в программах персонажной анимации и обработки данных для визуализации результата работ в режиме реального времени
- Решение программных задач по совершенствованию процесса создания анимационного контента
- Расстановка и настройка камер для проведения виртуальной съемки по захвату движения (мокапу) с учетом их технических спецификаций
- Калибровка площадки, на которой проводится виртуальная съемка по захвату движения и маркировка костюма актера и предметов реквизита
- Инициализация диапазона лицевых эмоций актера (ROM) на площадке с построением скелетона в компьютерной программе оптической системы
- Подключение программного обеспечения, используемого в трехмерной анимации, и настройка беспроводной передачи данных
- Проведение калибровки актера в программном обеспечении, используемом в трехмерной анимации
- Инициализация и построение виртуального актера в программах персонажной анимации и обработки данных
- Запись трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и объектов по дублям
- Постобработка в программах персонажной анимации цифровых данных, полученных в результате оцифровки движений актера
Необходимые умения
- Разрабатывать творческую концепцию проведения виртуальных съемок в анимационном кино в соответствии с творческим замыслом режиссера
- Находить творческие и технические решения для осуществления виртуальных съемок
- Адаптировать режиссерские задачи для актеров с учетом специфики применения метода захвата движения
- Подготавливать и настраивать оборудование для виртуальных съемок
- Использовать оборудование и аксессуары систем захвата движения
- Выставлять виртуальную камеру в специализированной анимационной программе
- Создавать трехмерную анимацию
- Редактировать цифровые данные, полученные в процессе создания трехмерной анимации
Необходимые знания
- Принципы создания анимационного кино
- Производственные этапы проведения виртуальных съемок при создании анимационного контента
- Технологии интерактивных систем движения (захвата движения)
- Основы режиссуры анимационного кино и актерского мастерства
- Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения)
- Принципы и стили анимации
- Строение человеческого тела и его биомеханика
- Общие понятия моделирования и риггинга (оснастки) в анимации и компьютерном моделировании
- Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики)
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
2.2 Трудовая функция
Создание трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения
Трудовые действия
- Выбор метода захвата движения для создания лицевой анимации
- Определение пайплайна (производственной цепочки) создания трехмерной анимации лица с учетом выбранного метода
- Размещение на лице актера меток для съемки диапазона лицевых эмоций актера (ROM) анимационного кино
- Видеосъемка лица актера анимационного кино, его эмоций и артикуляции (липсинка) с помощью видеокамеры или технологий, используемых для создания трехмерной анимации лица персонажа
- Производство масок (фонем) диапазона лицевых эмоций актера (ROM) анимационного кино в специализированных компьютерных системах
- Производство видеотрекинга на основе полученных масок (фонем) всех отснятых дублей съемок лица актера анимационного кино
- Построение лицевых масок, аналогичных маскам (фонемам) диапазона лицевых эмоций актера (ROM), на трехмерной модели с помощью лицевого рига (оснастки) в специализированных анимационных программах
- Перенос видеотрекинга из программы захвата лицевых движений на трехмерную модель анимационного персонажа
- Редактирование полученной лицевой анимации персонажа в программном обеспечении, используемом при производстве анимационного кино
- Соединение лицевой анимации и захвата движения (мокап-анимации) тела персонажа и ее синхронизация со звуком
Необходимые умения
- Принимать решения по определению производственной цепочки процесса создания трехмерной анимации
- Выбирать и обосновывать применение метода получения лицевой анимации посредством захвата движения в соответствии с особенностями конкретного проекта создания трехмерной анимации
- Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера анимационного кино
- Применять технологии компьютерной лицевой анимации
- Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера анимационного кино и процесс захвата движения тела актера
- Анимировать трехмерных персонажей в программном обеспечении, используемом при производстве анимационного контента методом захвата движения
- Применять принципы построения лицевого рига (оснастки) модели анимационного кино
- Определять подходящий метод получения лицевой анимации посредством захвата движения в каждом конкретном случае
Необходимые знания
- Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента
- Технологии систем захвата движения для производства лицевой анимации при создании анимационного контента
- Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения)
- Строение лицевых мышц лица и их работа
- Диапазон лицевых эмоциональных выражений
- Принципы создания мимики и произношения артикуляционных звуков
- Трехмерная анимация лица в специализированных компьютерных программах
- Общие принципы построения лицевого рига (оснастки) трехмерной модели
- Технические особенности видеокамер и приспособлений для съемки лица актера
- Технологии сохранения записываемого цифрового материала или беспроводной передачи его в компьютер в реальном времени
- Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики)
- Требования охраны труда
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Другие специальности:
- Резчик холодного металла
- Контролер по термообработке
- Машинист асфальтоукладчика
- Слесарь-сборщик летательных аппаратов
- Специалист в области энергоменеджмента в строительной сфере
- Специалист пассажирского (туристского) поезда
- Врач — пластический хирург
- Специалист по эксплуатации мелиоративных систем
- Дизайнер-конструктор мебели
- Специалист по контролю и проведению испытаний качества наноструктурированных лекарственных средств
- Специалист в области проектирования транспортных тоннелей
- Специалист по системам вентиляции и удаления продуктов сгорания для теплогенерирующих агрегатов; аппаратов и устройств; работающих на различных видах топлива
- Специалист по организации деятельности по обслуживанию пассажиров и посетителей в железнодорожном агентстве
- Специалист по безопасности инновационной продукции наноиндустрии
- Слесарь технологических установок нефтегазовой отрасли
- Специалист ядерно-физической лаборатории в области атомной энергетики
- Егерь
- Специалист по испытаниям и исследованиям в автомобилестроении
- Специалист по организации спецпроизводства в области атомного флота (всех специальностей; всех категорий)
- Программист
- Волочильщик
- Спасатель на акватории
- Специалист по стандартизации
- Оператор линий по производству шпона, фанеры
- Специалист по контроллингу машиностроительных организаций