Общие сведения
Код: 03.006Содействие обеспечению и защите прав и законных интересов детей, социальных, государственных гарантий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей
Основная цель вида профессиональной деятельности
Предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей
Группа занятий
2635.
Специалисты в области организации и ведения социальной работы
Отнесение к видам экономической деятельности
87.90
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая
88.99
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки
Функциональная карта вида профессиональной деятельности
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
Наименование
Код
Уровень квалификации
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Ответственная организация-разработчик: Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва
Председатель Герций Юрий Викторович
Председатель Герций Юрий Викторович
1
БУ «Ресурсный центр развития социального обслуживания», город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2
ГБУ Республики Саха (Якутия) «Ресурсный центр социальной защиты «Победа» при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)», город Якутск, Республика Саха (Якутия)
3
ГБУ Ресурсный центр по опеке и попечительству «Содействие» ДТСЗН города Москвы, город Москва
4
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, город Москва
5
ООО «Центр «Родник», город Москва
6
Управление по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних Министерства социальной защиты Российской Федерации, город Москва
7
Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино, город Люберцы, Московская область
8
ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», город Москва
9
ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» при Министерстве просвещения Российской Федерации, город Москва
Характеристика обобщенных трудовых функций
1. Обобщенная трудовая функция «Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних»
Возможные наименования должностей, профессий
- Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование
- или
- Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности
Требования к опыту практической работы
- -
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации не реже одного раза в пять летДополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКСО 2016
5.37.03.02
Конфликтология
ОКСО 2016
5.39.03.02
Социальная работа
ОКСО 2016
5.39.03.03
Организация работы с молодежью
ОКСО 2016
5.40.03.01
Юриспруденция
ОКСО 2016
5.37.04.01
Психология
ОКСО 2016
5.37.04.02
Конфликтология
ОКСО 2016
5.39.04.02
Социальная работа
ОКСО 2016
5.39.04.03
Организация работы с молодежью
ОКСО 2016
5.40.04.01
Юриспруденция
ОКСО 2016
6.44.00.00
Образование и педагогические науки
1.1 Трудовая функция
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками
Трудовые действия
- Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершеннолетних граждан и их законных представителей
- Ведение служебной переписки, в том числе запрос необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях
- Проведение обследования условий жизни несовершеннолетних и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание
- Выяснение мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
- Составление актов обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, а также основанного на них заключения при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав
- Разрешение внесудебного конфликта или урегулирование судебных споров с привлечением службы медиации
- Определение видов помощи, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей
- Подготовка материалов для обязывания родителей (одного из них) не препятствовать общению ребенка с его близкими родственниками
- Подготовка материалов для предъявления в суд иска об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников
- Подготовка актов органов опеки и попечительства, предусмотренных федеральными и региональными нормативами, связанных с обеспечением и защитой прав ребенка
- Подбор и назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации
- Работа в судебном заседании в качестве представителя истца (заявителя) или для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
- Подготовка ходатайств о проведении экспертиз, назначаемых судом
- Защита прав и законных интересов ребенка по делам с участием иностранных граждан, применением права иностранных государств или вынесенных в них решений уполномоченных органов, включая случаи международного похищения ребенка в целях участия в его воспитании
- Защита прав и законных интересов детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, детскую проституцию и порнографию, в пределах своих полномочий
- Работа по принудительному исполнению решений судов, в том числе связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), в пределах своих полномочий совместно со службой судебных приставов-исполнителей
- Сбор первичной статистической и аналитической информации и ее обработка
- Внесение сведений в государственные информационные системы, за исключением государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
- Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации
Необходимые умения
- Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Осуществлять первичную статистическую обработку получаемой информации и последствий принимаемых решений
- Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп
- Разрешать конфликты, содействовать их разрешению
- Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета
- Описывать конкретные практические случаи
- Планировать работу и осуществлять самоконтроль ее выполнения
- Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами
- Выполнять административные регламенты предоставления услуг
- Вести электронный документооборот (далее – ЭДО), составлять запросы и отчеты
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Основы возрастной и социальной психологии
- Технологии разрешения конфликтов (восстановительной медиации)
- Права и обязанности участников судебного процесса
- Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации
- Основы психологии делового общения
- Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации с разными категориями граждан
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики1.2 Трудовая функция
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних
Трудовые действия
- Прием документов на выдачу разрешения на изменение имени и фамилии ребенка, их рассмотрение и принятие решения
- Прием документов на выдачу указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; на выдачу согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным)
- Рассмотрение и принятие решения об указании относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; о согласии на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным)
- Подготовка и выдача решения относительно указания имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным)
- Подготовка материалов и предъявление в суд требования о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста
- Работа в пределах компетенции по рассмотрению в суде дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста
- Прием документов и выдача согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей)
- Прием документов для принятия решения о проведении психиатрического освидетельствования несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии законного представителя, их рассмотрение и принятие решения
- Прием документов для выдачи согласия на заключение трудовых договоров с лицами, достигшими возраста 14 лет и получающими общее образование, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, без ущерба для освоения образовательной программы, их рассмотрение и принятие решения
- Прием документов для выдачи разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, их рассмотрение и принятие решения
- Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации
Необходимые умения
- Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
- Выполнять административные регламенты предоставления услуг
- Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп
- Планировать работу и осуществлять самоконтроль ее выполнения
- Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета
- Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними
- Использовать государственный язык Российской Федерации при изложении своих мыслей, как в устной форме, так и в письменной форме
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами
- Вести ЭДО и составлять запросы и отчеты
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Основы психологии делового общения
- Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации с разными категориями граждан
- Основы возрастной и социальной психологии
- Права и обязанности участников судебного процесса
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики1.3 Трудовая функция
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних
Трудовые действия
- Прием документов и подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних
- Прием документов и выдача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений
- Прием документов и выдача предварительного разрешения (согласия) на передачу в собственность несовершеннолетним жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние
- Прием документов и выдача разрешения на раздел имущества несовершеннолетних и на расходование денежных средств несовершеннолетнего
- Прием документов об определении управляющего имуществом подопечного, их рассмотрение и заключение договора о доверительном управлении недвижимым и ценным движимым имуществом несовершеннолетнего
- Представление интересов несовершеннолетнего при оформлении его имущественных прав в установленных законодательством Российской Федерации случаях
- Подготовка материалов и предъявление иска в суд о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при не предоставлении содержания несовершеннолетним детям и при не предъявлении иска в суд родителями
- Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации
Необходимые умения
- Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
- Выполнять административные регламенты предоставления услуг
- Составлять проекты актов органа опеки и попечительства по защите имущественных прав несовершеннолетних
- Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета
- Общаться с разными категориями граждан, детьми разных возрастных групп
- Планировать работу и осуществлять самоконтроль ее выполнения
- Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними
- Использовать государственный язык Российской Федерации при изложении своих мыслей, как в устной форме, так и в письменной форме
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами
- Вести ЭДО и составлять запросы и отчеты
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав детей
- Основы возрастной и социальной психологии
- Основы психологии делового общения
- Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации
- Права и обязанности участников судебного процесса
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этикиХарактеристика обобщенных трудовых функций
2. Обобщенная трудовая функция «Защита прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства»
Возможные наименования должностей, профессий
- Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование
- или
- Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности
Требования к опыту практической работы
- Не менее одного года в области социального обслуживания граждан
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации не реже одного раза в пять летДополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКСО 2016
5.37.03.02
Конфликтология
ОКСО 2016
5.39.03.02
Социальная работа
ОКСО 2016
5.39.03.03
Организация работы с молодежью
ОКСО 2016
5.40.03.01
Юриспруденция
ОКСО 2016
5.37.04.01
Психология
ОКСО 2016
5.37.04.02
Конфликтология
ОКСО 2016
5.39.04.02
Социальная работа
ОКСО 2016
5.39.04.03
Организация работы с молодежью
ОКСО 2016
5.40.04.01
Юриспруденция
ОКСО 2016
6.44.00.00
Образование и педагогические науки
2.1 Трудовая функция
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства
Трудовые действия
- Прием сведений о детях, нуждающихся в помощи государства, у располагающих этими сведениями граждан, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, медицинских и других организаций, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершеннолетних граждан и их законных представителей
- Проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения, и принятия мер по защите прав и интересов детей, содействию оказания помощи семье
- Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи
- Подготовка акта о выявлении ребенка, нуждающегося в помощи государства, в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации
- Ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства
- Осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
- Подготовка материалов для предъявления в суд иска о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах
- Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации
Необходимые умения
- Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
- Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка
- Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних; признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей
- Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп
- Сотрудничать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами
- Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета
- Выполнять административные регламенты предоставления услуг
- Вести ЭДО и составлять акты проверок и запросов
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, международные нормативные правовые акты в сфере защиты прав детей
- Причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия
- Психология девиантного поведения (алкоголизация, наркомания, конфликт с законом, жестокость, агрессия)
- Педагогика и психология детско-родительских отношений
- Психология травмы
- Теория привязанности
- Формы и способы выявления мнения ребенка любого возраста
- Основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения
- Порядок взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
- Основы возрастной и социальной психологии
- Основы психологии делового общения
- Права и обязанности участников судебного процесса
- Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики2.2 Трудовая функция
Принятие мер по защите прав ребенка, нуждающегося в помощи государства
Трудовые действия
- Составление и утверждение планов защиты прав ребенка, в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации
- Посещение несовершеннолетних граждан, проведение беседы с ними, их законными представителями и иными лицами в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних, в пределах своей компетенции»
- Прием документов для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, их рассмотрение
- Прием документов для назначения ребенку опекуна или попечителя по заявлению родителей, их рассмотрение
- Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем ребенка либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
- Составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем ребенка либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
- Заключение соглашения с законными представителями ребенка и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении ребенку опекуна или попечителя по заявлению родителей
- Подготовка и заключение договоров социального патроната в случаях и порядке, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, рекомендаций к принятию решений об их расторжении
- Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации
Необходимые умения
- Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
- Составлять планы по защите прав несовершеннолетнего
- Сотрудничать с органами власти, составлять запросы
- Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты, соблюдать этику делового общения
- Составлять договоры и проекты актов органа опеки и попечительства о назначении несовершеннолетнему гражданину опекуна или попечителя
- Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп
- Выяснять мнение ребенка
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторамми
- Вести ЭДО и составлять запросы
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства
- Формы и способы выявления мнения ребенка
- Основы возрастной и социальной психологии
- Основы психологии делового общения
- Инфраструктура системы социальной защиты
- Основы работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
- Порядок взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
- Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этикиХарактеристика обобщенных трудовых функций
3. Обобщенная трудовая функция «Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Возможные наименования должностей, профессий
- Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование
- или
- Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности
Требования к опыту практической работы
- Не менее одного года в области социального обслуживания граждан
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации не реже одного раза в пять летДополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКСО 2016
5.37.03.02
Конфликтология
ОКСО 2016
5.39.03.02
Социальная работа
ОКСО 2016
5.39.03.03
Организация работы с молодежью
ОКСО 2016
5.40.03.01
Юриспруденция
ОКСО 2016
5.37.04.01
Психология
ОКСО 2016
5.37.04.02
Конфликтология
ОКСО 2016
5.39.04.02
Социальная работа
ОКСО 2016
5.39.04.03
Организация работы с молодежью
ОКСО 2016
5.40.04.01
Юриспруденция
ОКСО 2016
6.44.00.00
Образование и педагогические науки
3.1 Трудовая функция
Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Трудовые действия
- Прием сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, у располагающих этими сведениями граждан, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, медицинских и других организаций
- Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершеннолетних граждан
- Проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения, и принятия мер по защите прав и интересов детей
- Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи
- Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны
- Подготовка заявления о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов
- Ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей
- Направление информации первичного учета и о прекращении учета ребенка, оставшегося без попечения родителей, региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
- Прием документов для назначения ребенку временного опекуна или попечителя
- Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать временным опекуном или попечителем ребенка
- Составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать временным опекуном или попечителем ребенка
- Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении ребенку временного опекуна или попечителя; о временном пребывании в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации
Необходимые умения
- Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
- Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка
- Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп
- Выяснять мнение ребенка
- Сотрудничать с органами исполнительной власти, организациями
- Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами
- Вести документацию на различных носителях, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Основы возрастной и социальной психологии
- Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
- Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения, сбора, обработки и анализа статистических данных
- Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики3.2 Трудовая функция
Ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны или попечители
Трудовые действия
- Информирование граждан о возможности стать усыновителями, опекунами или попечителями, порядке усыновления, установления опеки и попечительства и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (производная информация), через официальный сайт органа опеки и попечительства, интернет-ресурсы и средства массовой информации
- Подготовка и внесение сведений в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях
- Прием заявления и документов от граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями
- Подготовка и направление запросов необходимых сведений о гражданах, выразивших желание принять в свою семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в уполномоченные органы
- Осуществление подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями
- Подготовка и проведение отбора организаций для осуществления полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями
- Контроль за деятельностью организаций по осуществлению полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями
- Подготовка направления на психологическое обследование граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью
- Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать усыновителем, опекуном или попечителем
- Составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать усыновителем, опекуном или попечителем
- Подготовка заключения органа опеки и попечительства о возможности или не возможности гражданина стать усыновителем, опекуном или попечителем
- Внесение сведений в журнал учета граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями
- Направление документированной информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и передача информации о прекращении учета сведений о гражданине органом опеки и попечительства для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей
- Предоставление гражданину информации о ребенке, нуждающимся в усыновлении, установлении над ним опеки или попечительства, и выдача направления для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения)
- Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации
Необходимые умения
- Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
- Консультировать граждан по вопросам усыновления, установления опеки и попечительства
- Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета
- Сотрудничать с органами исполнительной власти, некоммерческими организациями, судебными органами по вопросу усыновления, установления опеки или попечительства
- Понимать медицинские диагнозы и последствия их для развития ребенка
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами
- Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формы материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот
- Основы возрастной и социальной психологии
- Основы педагогики воспитания
- Основания для отнесения детей к группам здоровья
- Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики3.3 Трудовая функция
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации
Трудовые действия
- Исполнение обязанностей опекуна или попечителя до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Формирование личного дела несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей
- Планирование мероприятий по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей
- Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя
- Подготовка документов и заключение договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, договора о патронатной семье (патронатном воспитании)
- Подготовка заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка
- Работа по рассмотрению в суде дел об усыновлении детей российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства в пределах компетенции
- Подготовка документов к назначению выплат и пособий при передаче ребенка на воспитание в семью и на содержание ребенка, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
- Подготовка документов к направлению в налоговые органы по месту нахождения органов опеки и попечительства сведений об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации
- Подготовка материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных
- Подготовка акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Получение согласия законного представителя ребенка на усыновление (удочерение), согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление и на назначение опекуна или попечителя
- Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации
Необходимые умения
- Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
- Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания
- Составлять планы защиты прав ребенка, оставшегося без попечения родителей
- Выяснять мнение ребенка
- Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета
- Сотрудничать с органами исполнительной власти, организациями
- Составлять договоры в сфере устройства ребенка
- Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп
- Понимать медицинские диагнозы и их последствия для развития ребенка
- Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных, информационными системами, тестовыми и табличными редакторами
- Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формы материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Требования к организации условий проживания и воспитания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Основы психологии депривации, привязанности
- Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации
- Основы возрастной психологии и социальной психологии
- Основы педагогики, воспитания
- Основания для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов
- Требования к ведению личного дела подопечного
- Основы разрешения конфликтов
- Права и обязанности участников судебного процесса
- Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики3.4 Трудовая функция
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Трудовые действия
- Ведение учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации
- Подготовка материалов для выдачи справок, содержащих реквизиты документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя)
- Подготовка материалов для заключения договоров о сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации
- Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации
Необходимые умения
- Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
- Вести учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе электронный
- Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета
- Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп
- Осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации
- Организовывать проведение мониторинга
- Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
- Социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Основы возрастной психологии и социальной психологии
- Основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период
- Основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации)
- Психология девиантного и делинквентного поведения
- Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этикиХарактеристика обобщенных трудовых функций
4. Обобщенная трудовая функция «Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Возможные наименования должностей, профессий
- Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование
- или
- Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности
Требования к опыту практической работы
- Не менее одного года в области социального обслуживания граждан
Особые условия допуска к работе
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации не реже одного раза в пять летДополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКСО 2016
5.37.03.02
Конфликтология
ОКСО 2016
5.39.03.02
Социальная работа
ОКСО 2016
5.39.03.03
Организация работы с молодежью
ОКСО 2016
5.40.03.01
Юриспруденция
ОКСО 2016
5.37.04.01
Психология
ОКСО 2016
5.37.04.02
Конфликтология
ОКСО 2016
5.39.04.02
Социальная работа
ОКСО 2016
5.39.04.03
Организация работы с молодежью
ОКСО 2016
5.40.04.01
Юриспруденция
ОКСО 2016
6.44.00.00
Образование и педагогические науки
4.1 Трудовая функция
Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Трудовые действия
- Ведение личного дела несовершеннолетнего подопечного и обеспечение конфиденциальности при хранении личных дел подопечных
- Подготовка материалов для обязания опекунов или попечителей, приемных родителей не препятствовать общению с несовершеннолетним подопечным его близким родственникам
- Подготовка материалов в суд с иском об устранении опекунами или попечителями, приемными родителями препятствий к общению с несовершеннолетним подопечным его близких родственников
- Подготовка материалов для выдачи согласия родителю, родительские права которого ограничены судом, на контакты с ребенком
- Представление законных интересов несовершеннолетних детей в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных
- Подготовка акта органа опеки и попечительства об утверждении индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пересмотр плана не реже одного раза в полгода
- Организация исполнения функций опекуна или попечителя по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет
- Подготовка материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешений и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных
- Подготовка материалов для выдачи согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования
- Подготовка материалов для принятия решения об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации
- Подготовка материалов для выдачи разрешения на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Прием заявления и документов от граждан, выразивших желание временно принять ребенка из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подготовка и направление запросов необходимых сведений в уполномоченные органы
- Проведение и составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание временно принять ребенка из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка заключения органа опеки и попечительства
- Выдача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации
- Прием документов и выдача предварительного согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения в случае наличия у подопечных, не являющихся собственниками жилого помещения, права пользования указанным жилым помещением
- Прием документов и выдача предварительного согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства)
- Подача заявления о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в случае неподачи таких заявлений законными представителями этих детей
- Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации
Необходимые умения
- Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
- Формировать личное дело подопечного, вести и хранить его
- Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета
- Представлять интересы несовершеннолетнего
- Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп
- Выяснять мнение ребенка
- Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Требования к ведению личного дела подопечного
- Основы возрастной и социальной психологии
- Основы разрешения конфликтов
- Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами
- Права и обязанности участников судебного процесса
- Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики4.2 Трудовая функция
Осуществление контроля соблюдения прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан, помещенных под надзор в организации
Трудовые действия
- Проведение плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов (попечителей)
- Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
- Осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
- Осуществление контрольного обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка
- Составление отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка
- Подготовка материалов для принятия решения об отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации
- Подготовка заявления в суд с требованием об отмене усыновления ребенка в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации
- Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации
Необходимые умения
- Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
- Проверять соблюдения прав и законных интересов детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания
- Выяснять мнение ребенка
- Понимать медицинские диагнозы и их последствия для развития ребенка
- Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, детский труд
- Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
- Требования к проведению проверок и оформлению их результатов
- Права и обязанности участников судебного процесса
- Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисления выплат материальной помощи)
- Основания для отнесения детей к группам здоровья
- Основы возрастной и социальной психологии
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этики4.3 Трудовая функция
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Трудовые действия
- Оказание методической, консультативной, правовой помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных
- Оказание содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи
- Подготовка материалов для заключения и расторжения договоров о сопровождении семей в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации
- Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации
Необходимые умения
- Анализировать законодательство Российской Федерации и применять на практике нормативные правовые акты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
- Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
- Консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению
- Сотрудничать с различными специалистами, образовательными, медицинскими, социальными и общественными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание
- Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета
- Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовые акты
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства
- Принципы организации профессионального сопровождения семей
- Инфраструктура помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями
- Основы педагогики и психологии воспитания
- Основы медиации
- Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисления выплат материальной помощи)
- Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, основания для отнесения детей к группам здоровья, признаки и последствия жестокого обращения и насилия)
- Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Соблюдение профессиональной этикиДругие специальности:
- Работник по оформлению проездных документов пассажиров метрополитена
- Птицевод
- Работник по логистике в сфере обращения с отходами потребления
- Гидротехник (водный транспорт)
- Специалист по капитальному ремонту нефтяных и газовых скважин
- Специалист по эксплуатации наружных газопроводов газораспределительных систем
- Выбивальщик отливок
- Врач-трансфузиолог
- Специалист службы протокола
- Специалист по пирометаллургическому производству тяжелых цветных металлов
- Специалист по технологии целлюлозно-бумажного производства
- Машинист дистрибутора
- Графический дизайнер
- Следователь-криминалист
- Специалист по организации капитального ремонта многоквартирного дома
- Специалист по ценообразованию и сметному делу при сооружении объектов использования атомной энергии
- Специалист по производству проката цветных металлов
- Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
- Врач — торакальный хирург
- Специалист в области расчета и проектирования деревянных и металлодеревянных конструкций
- Работник по организации эксплуатации электротехнического оборудования тепловой электростанции
- Специалист-теплоэнергетик атомной станции
- Контролер измерительных приборов и специального инструмента
- Наладчик контрольно-измерительных вагонов железнодорожного транспорта
- Специалист по водным технологиям водоснабжения и водоотведения (акватроник)