Общие сведения
Код: 12.019Психологическое обеспечение деятельности в особых условиях, а также при выполнении специальных задач
Основная цель вида профессиональной деятельности
Формирование психологической готовности к выполнению профессиональных задач, обеспечение психологического благополучия и поддержание психического здоровья
Группа занятий
1349.
Руководители служб в сфере социальных услуг, не входящие в другие группы
2634.
Психологи
Отнесение к видам экономической деятельности
72.20
Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук
84.25
Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях
86.90.9
Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки
88.10
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам
88.99
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки
Функциональная карта вида профессиональной деятельности
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
Наименование
Код
Уровень квалификации
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Ответственная организация-разработчик: Департамент психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, город Москва
Руководитель Барабанщикова Валентина Владимировна
Руководитель Барабанщикова Валентина Владимировна
1
АО «Концерн Росэнергоатом», город Москва
2
Министерство внутренних дел Российской Федерации, город Москва
3
Следственный комитет Российской Федерации, город Москва
4
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации, город Москва
5
Федеральная таможенная служба Российской Федерации, город Москва
6
ФКУ «Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», город Москва
Характеристика обобщенных трудовых функций
1. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по оценке профессиональной психологической пригодности и психологической готовности»
Возможные наименования должностей, профессий
- Психолог (по профессиональному психологическому отбору)
- Старший психолог (по профессиональному психологическому отбору)
- Ведущий психолог (по профессиональному психологическому отбору)
- Психолог (специалист) (по профессиональному психологическому отбору)
- Психолог (специалист) по сопровождению профессионального контингента
- Ведущий психолог (специалист) (по профессиональному психологическому отбору)
- Психолог-инспектор (по профессиональному психологическому отбору)
- Старший психолог-инспектор (по профессиональному психологическому отбору)
- Старший психолог-инспектор (по психологическому обеспечению) (по профессиональному психологическому отбору)
- Старший инспектор-психолог (по профессиональному психологическому отбору)
- Психолог (спасатель) по сопровождению профессионального контингента
- Ведущий психолог (спасатель) (по профессиональному психологическому отбору)
- Главный специалист (по психологическому обеспечению) (по профессиональному психологическому отбору)
- Ведущий специалист-эксперт (по психологическому обеспечению) (по профессиональному психологическому отбору)
- Главный специалист-эксперт (по психологическому обеспечению) (по профессиональному психологическому отбору)
- Инспектор (по профессиональному психологическому отбору)
- Старший инспектор (по профессиональному психологическому отбору)
- Специалист по профессиональному психологическому отбору
- Инструктор по профессиональному психологическому отбору
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование – бакалавриат
- или
- Высшее образование – бакалавриат по направлениям «Конфликтология», «Психолого-педагогическое образование» с профессиональной переподготовкой по направлениям «Психология», «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности»
Требования к опыту практической работы
- Не менее одного года работы по виду профессиональной деятельности для старших (ведущих) психологов (инспекторов, специалистов, специалистов-экспертов)
- Не менее восьми лет работы в области психологии для ведущих психологов психологической службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России)
Особые условия допуска к работе
- Прохождение обучения мерам пожарной безопасности
- Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда
Другие характеристики
-Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Психолог
ЕКС
-
Кризисный психолог
ОКСО 2016
5.37.03.01
Психология
ОКПДТР
25883
Психолог
1.1 Трудовая функция
Осуществление психологического отбора и профессиональной ориентации
Трудовые действия
- Изучение требований к специальности, должности (профессионально важных качеств и компетенций), кадровой документации в отношении кандидатов
- Подбор и подготовка диагностического инструментария для оценки профессиональной направленности, профессионально важных качеств и компетенций для специальностей, должностей, видов деятельности
- Проведение оценки соответствия кандидатов требованиям, предъявляемым к специальности, должности по профессионально важным качествам и компетенциям
- Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности личности, мотивационных и личностных особенностей, психологических состояний
- Ведение электронной базы данных и обобщение результатов психологического отбора и диагностических мероприятий, проводимых с целью профориентации
- Проведение количественного и качественного анализа полученных данных
- Подготовка заключения и рекомендаций заинтересованным лицам о соответствии кандидата требованиям специальности, должности
- Подготовка индивидуальных рекомендаций по результатам оценки для кандидата с целью дальнейшего профессионального определения
- Консультирование участников служебной деятельности по результатам проведенной оценки
- Анализ эффективности диагностического инструментария, подготовка предложений по совершенствованию процедур психологического отбора и профессиональной ориентации
- Ведение отчетной документации по результатам оценки соответствия кандидатов требованиям к специальностям, должностям по профессионально важным качествам и компетенциям
- Проведение психофизиологических исследований с применением полиграфа, оборудования для психофизиологического обследования
Необходимые умения
- Использовать технические средства для проведения психофизиологических исследований
- Разрабатывать профессиограммы с учетом психологических характеристик деятельности
- Осуществлять обработку результатов диагностики профессиональной направленности, профессионально важных качеств, компетенций для специальностей, должностей, видов деятельности, психологического состояния
- Выявлять индивидуальные психологические особенности, мотивы кандидатов, определивших (определяющих) выбор профессии
- Определять соответствие психологических и психофизиологических возможностей человека требованиям, предъявляемым условиями и характером деятельности
- Определять профессионально важные качества и компетенции, необходимые для специальностей и должностей
- Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы психологического обследования
- Применять навыки структурированной беседы, интервью и наблюдения
- Применять технологии и инструменты в целях профессиональной ориентации
- Работать с базовыми компьютерными программами
- Работать с информацией ограниченного доступа и персональными данными
- Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы анализа данных психологического обследования
- Составлять психологические заключения и рекомендации по результатам обследования
- Обрабатывать и интерпретировать результаты обследования
Необходимые знания
- Основы работы в базовых компьютерных программах
- Принципы составления психологических заключений и рекомендаций по результатам обследования
- Основы общей психологии
- Основы клинической психологии
- Основы социальной психологии
- Основы психодиагностики
- Основы психофизиологии
- Теории и методы организации психофизиологических исследований с применением полиграфа
- Основы психологии личности
- Основы психологии управления
- Основы общей и частной психопатологии
- Основы психотерапии
- Технологии проведения профориентационных мероприятий
- Основы возрастной психологии и психологии развития
- Основы экстремальной психологии
- Основы психологи девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения
- Основы психологии труда и организационной психологии
- Основы психологического консультирования
- Основы экспериментальной психологии
- Основы юридической психологии
- Принципы составления профессиограмм с учетом психологических характеристик деятельности
- Методы диагностики профессиональной направленности, профессионально важных качеств, компетенций
- Методы оценки индивидуальных психологических особенностей
- Методы оценки психологических и психофизиологических возможностей человека
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
- Теории и методы организации психологического обследования
- Нормы профессиональной этики и делового общения
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся работы с конфиденциальной информацией и персональными данными
- Методы математико-статистической обработки данных
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-1.2 Трудовая функция
Осуществление мероприятий по допуску к деятельности в особых условиях, а также к выполнению специальных задач
Трудовые действия
- Изучение критериев психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач
- Подбор диагностического инструментария для оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач
- Проведение оценки соответствия оцениваемого критериям психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач
- Изучение психологической совместимости сотрудников с целью формирования групп для выполнения специальных задач
- Изучение социально-психологических процессов в группах, сформированных для выполнения специальных задач
- Ведение электронной базы данных результатов оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач
- Подготовка заключения о результатах оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач
- Ведение отчетной документации о результатах оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач
Необходимые умения
- Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы психологического обследования
- Применять навыки структурированной беседы, интервью и наблюдения
- Выявлять причины, препятствующие допуску сотрудника к выполнению специальных задач, для организации дальнейшей работы с сотрудником
- Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов, диагностику социально-психологического климата
- Работать с базовыми компьютерными программами
- Работать с информацией ограниченного доступа и персональными данными
- Обрабатывать и интерпретировать результаты обследования
- Составлять психологические заключения и рекомендации по результатам обследования
Необходимые знания
- Теории и методы организации психологического обследования
- Нормы профессиональной этики и делового общения
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся работы с конфиденциальной информацией и персональными данными
- Методы математико-статистической обработки данных
- Основы работы в базовых компьютерных программах
- Принципы составления психологических заключений и рекомендаций по результатам обследования
- Основы общей психологии
- Основы психологи девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения
- Основы психологии труда и организационной психологии
- Основы психодиагностики
- Основы психофизиологии
- Методы количественного и качественного анализа полученных данных психологического обследования
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
- Социально-психологические особенности групп
- Основы возрастной психологии и психологии развития
- Основы клинической психологии
- Основы экстремальной психологии
- Основы социальной психологии
- Основы психологического консультирования
- Основы юридической психологии
- Содержание и условия выполнения специальных задач
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-Характеристика обобщенных трудовых функций
2. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по психологической подготовке к выполнению профессиональных задач и профилактике негативных явлений и последствий, связанных с их выполнением»
Возможные наименования должностей, профессий
- Психолог (по профессиональной психологической подготовке)
- Старший психолог (по профессиональной психологической подготовке)
- Ведущий психолог (по профессиональной психологической подготовке)
- Психолог (специалист) (по профессиональной психологической подготовке)
- Ведущий психолог (специалист) (по профессиональной психологической подготовке)
- Психолог-инспектор (по профессиональной психологической подготовке)
- Старший психолог-инспектор (по профессиональной психологической подготовке)
- Старший инспектор-психолог (по профессиональной психологической подготовке)
- Старший психолог-инспектор (по психологическому обеспечению) (по профессиональной психологической подготовке)
- Специалист по профессиональной психологической подготовке
- Инструктор по профессиональной психологической подготовке
- Психолог (спасатель) (по профессиональной психологической подготовке)
- Ведущий психолог (спасатель) (по профессиональной психологической подготовке)
- Главный специалист (по психологическому обеспечению) (по профессиональной психологической подготовке)
- Ведущий специалист-эксперт (по психологическому обеспечению) (по профессиональной психологической подготовке)
- Главный специалист-эксперт (по психологическому обеспечению) (по профессиональной психологической подготовке)
- Инспектор (по профессиональной психологической подготовке)
- Старший инспектор (по профессиональной психологической подготовке)
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование – бакалавриат
- или
- Высшее образование – бакалавриат по направлениям «Конфликтология», «Психолого-педагогическое образование» с профессиональной переподготовкой по направлениям «Психология», «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности»
Требования к опыту практической работы
- Не менее одного года работы по виду профессиональной деятельности для старших (ведущих) психологов (инспекторов, специалистов, специалистов-экспертов)
- Не менее восьми лет работы в области психологии для ведущих психологов психологической службы МЧС России
Особые условия допуска к работе
- Прохождение обучения мерам пожарной безопасности
- Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда
Другие характеристики
-Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Психолог
ЕКС
-
Кризисный психолог
ОКСО 2016
5.37.03.01
Психология
ОКПДТР
25883
Психолог
2.1 Трудовая функция
Организация и проведение психологической подготовки к выполнению специальных задач
Трудовые действия
- Изучение специфики выполнения профессиональных задач и профессионально важных качеств и компетенций, необходимых для их выполнения
- Разработка и планирование комплекса мероприятий психологической подготовки к выполнению профессиональных задач
- Выработка рекомендаций руководящему составу и лицам, участвующим в профессиональной подготовке к выполнению специальных задач
- Организация и проведение (в пределах компетенции) комплекса мероприятий профессиональной подготовки к выполнению специальных задач
- Анализ результатов психологической подготовки, выработка предложений по повышению ее эффективности
- Ведение отчетной документации по мероприятиям психологической подготовки
Необходимые умения
- Подбирать и использовать качественные и количественные методы анализа специфики выполнения профессиональных задач и профессионально важных качеств и компетенций, необходимых для успешного их выполнения
- Обрабатывать и интерпретировать результаты изучения и анализа специфики выполнения профессиональных задач
- Планировать мероприятия психологической подготовки, направленные на формирование, поддержание и совершенствование профессионально важных качеств и компетенций
- Разрабатывать рекомендации руководящему составу и лицам, участвующим в профессиональной подготовке к выполнению специальных задач, по формированию, поддержанию и совершенствованию профессионально важных качеств и компетенций
- Разрабатывать и проводить мероприятия психологической подготовки к выполнению специальных задач, направленные на формирование, поддержание и совершенствование профессионально важных качеств и компетенций
- Оценивать результаты мероприятий психологической подготовки к выполнению профессиональных задач, вырабатывать предложения по повышению их эффективности с учетом специфики выполнения профессиональных задач
- Вести отчетную документацию по результатам проведения мероприятий психологической подготовки к выполнению специальных задач
Необходимые знания
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
- Основы общей психологии
- Основы клинической психологии
- Основы социальной психологии
- Основы психологии труда и организационной психологии
- Основы экстремальной психологии
- Основы психофизиологии
- Основы педагогической психологии
- Основы психологического консультирования
- Основы психологии личности
- Основы психологи девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения
- Основы возрастной психологии и психологии развития
- Специфика выполнения профессиональных задач и профессионально важные качества, необходимые для их эффективного выполнения
- Теории, методы, приемы формирования, поддержания и совершенствования профессионально важных качеств и компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-2.2 Трудовая функция
Осуществление психологической профилактики девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативных явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач в особых условиях
Трудовые действия
- Выявление и анализ физиологических, социальных и психологических причин, обуславливающих формирование девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативные явления и последствия, связанные с выполнением профессиональных задач
- Подбор, подготовка диагностического инструментария и проведение оценки склонности к проявлениям девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения
- Разработка и проведение комплекса мероприятий психологической работы по недопущению проявлений девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения
- Подготовка заключения и рекомендаций руководителям по результатам проведения мероприятий психологической работы
- Анализ результатов мероприятий психологической работы, подготовка предложений по повышению их эффективности
- Ведение отчетной документации по психологической профилактике девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативных явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач
Необходимые умения
- Подбирать и проводить мероприятия психологической работы по профилактике возникновения девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения
- Составлять психологические заключения и рекомендации по результатам обследования
- Оценивать эффективность мероприятий психологической работы по профилактике возникновения девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения
- Вести отчетную документацию по психологической профилактике девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативных явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач
- Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы психологического обследования
- Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы анализа данных психологического обследования
- Обрабатывать и интерпретировать результаты обследования и анализа
- Применять технологии психологической профилактики девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативных явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач
Необходимые знания
- Принципы составления психологических заключений и рекомендаций по результатам обследования
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
- Основы общей психологии
- Основы психологии личности
- Основы возрастной психологии и психологии развития
- Основы клинической психологии
- Основы социальной психологии
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профилактики девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения
- Методы обработки и интерпретации полученных диагностических данных
- Теории и методы организации психологического обследования
- Основы психологии труда и организационной психологии
- Основы экстремальной психологии
- Основы психофизиологии
- Основы психологи девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения
- Основы психодиагностики
- Основы психологического консультирования
- Основы юридической психологии
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-2.3 Трудовая функция
Проведение психологического анализа и оценки явлений и действий профессиональной деятельности в особых условиях, а также при выполнении специальных задач
Трудовые действия
- Разработка корректирующих мероприятий, направленных на предотвращение негативных действий, явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач
- Ведение электронной базы данных психологического анализа, оценки явлений и действий и сопутствующих диагностических мероприятий
- Определение вида психологического анализа (теоретический, эмпирический, прикладной), его предмета, гипотезы, целей и задач
- Планирование этапов психологического анализа, оценки явлений и действий
- Сбор и психологический анализ документов, касающихся изучаемых явлений и действий
- Подбор методов и технологий, адекватных поставленным задачам психологического анализа, оценки явлений и действий
- Осуществление комплекса диагностических мероприятий с целью психологического анализа, оценки явлений и действий
- Проведение анализа полученных результатов комплекса проведенных мероприятий психологической работы
- Составление заключения о психологическом анализе, об оценке явлений и действий с формулировкой выводов в установленной форме
Необходимые умения
- Работать с базовыми компьютерными программами
- Применять методы и технологии, адекватные поставленным задачам психологического анализа, оценки явлений и действий
- Применять методы математико-статистической обработки данных
- Осуществлять постановку проблемы психологического анализа, оценку явлений и действий
- Составлять план психологического анализа и оценки явлений и действий
- Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы психологического обследования
- Обрабатывать и интерпретировать результаты обследования
- Работать с информацией ограниченного доступа и персональными данными
- Оформлять и представлять результаты психологического анализа, оценок явлений и действий в виде: научных отчетов, аналитических записок, обзоров, профессиональных публикаций, информационных материалов и рекомендаций, докладов
Необходимые знания
- Основы работы в базовых компьютерных программах
- Теории и методы организации психологического обследования
- Основы общей психологии
- Основы возрастной психологии и психологии развития
- Основы клинической психологии
- Основы социальной психологии
- Основы психологии труда и организационной психологии
- Основы экстремальной психологии
- Основы экспериментальной психологии
- Методы математико-статистической обработки данных
- Основы юридической психологии
- Нормы профессиональной этики и делового общения
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся работы с конфиденциальной информацией и персональными данными
- Способы представления данных и правила оформления выводов и заключений по результатам психологического анализа и оценок явлений и действий
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-Характеристика обобщенных трудовых функций
3. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по оказанию психологической помощи, коррекции и поддержки»
Возможные наименования должностей, профессий
- Психолог
- Старший психолог
- Ведущий психолог
- Психолог (специалист)
- Ведущий психолог (специалист)
- Психолог (спасатель)
- Ведущий психолог (спасатель)
- Психолог-инспектор
- Старший психолог-инспектор
- Старший инспектор-психолог
- Старший инспектор (по психологическому обеспечению)
- Кризисный психолог
- Главный специалист (по психологическому обеспечению)
- Ведущий специалист-эксперт (по психологическому обеспечению)
- Главный специалист-эксперт (по психологическому обеспечению)
- Инспектор
- Старший инспектор
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование – бакалавриат
- или
- Высшее образование – бакалавриат по направлениям «Конфликтология», «Психолого-педагогическое образование» с профессиональной переподготовкой по направлениям «Психология», «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности»
Требования к опыту практической работы
- Не менее одного года работы по виду профессиональной деятельности для старших (ведущих) психологов (инспекторов, специалистов, специалистов-экспертов)
- Не менее восьми лет работы в области психологии для ведущих психологов психологической службы МЧС России
Особые условия допуска к работе
- Прохождение обучения мерам пожарной безопасности
- Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда
Другие характеристики
-Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Психолог
ЕКС
-
Кризисный психолог
ОКСО 2016
5.37.03.01
Психология
ОКПДТР
25883
Психолог
3.1 Трудовая функция
Осуществление мероприятий медико-психологической и психологической реабилитации, психологической помощи, коррекции и поддержки в особых условиях
Трудовые действия
- Изучение специфики выполнения профессиональных задач
- Подбор, подготовка и применение диагностического инструментария, направленного на оценку актуального состояния
- Проведение количественного и качественного анализа полученных данных, подготовка заключений и рекомендаций
- Разработка, планирование и проведение программ психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации
- Оценка эффективности проводимых мероприятий, их корректировка (в случае необходимости), подготовка рекомендаций по медико-психологической реабилитации, психологической реабилитации, психологической коррекции, поддержке и помощи
- Ведение отчетной документации по медико-психологической реабилитации, психологической реабилитации, психологической коррекции, поддержке и помощи
Необходимые умения
- Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы анализа данных психологического обследования
- Анализировать риски, сопряженные с характером и условиями выполнения профессиональных задач
- Подбирать и подготавливать к использованию диагностический инструментарий оценки актуального состояния
- Проводить диагностические мероприятия, направленные на оценку актуального состояния
- Интерпретировать результаты диагностики актуального состояния и формулировать комплексные выводы по результатам диагностики актуального состояния
- Подготавливать заключения и рекомендации по результатам проведенной диагностики и анализа полученных данных
- Разрабатывать программы проведения психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации
- Планировать организацию процесса проведения программ психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации
- Проводить программы психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации
- Анализировать и обобщать опыт и результаты применения программ психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации, а также оценивать их эффективность
- Корректировать программы мероприятий на основе проведенных анализа и оценки
- Составлять рекомендации по медико-психологической реабилитации, психологической реабилитации, психологической коррекции, поддержке и помощи
- Вести отчетную документацию по медико-психологической реабилитации, психологической реабилитации, психологической коррекции, поддержке и помощи
Необходимые знания
- Принципы разработки критериев оценки эффективности применения программ психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
- Основы общей психологии
- Основы психологии личности
- Основы кризисной психологии
- Факторы риска при выполнении профессиональных задач и механизмы их влияния на профессиональное здоровье и психологическое благополучие
- Теории и методы диагностики актуального состояния
- Критерии подбора диагностического инструментария оценки актуального состояния
- Методы количественного и качественного анализа полученных данных психологического обследования
- Теоретические и методологические подходы к организации системы психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации
- Специфика целей и задач психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации
- Теоретические и методологические подходы к разработке программ психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации
- Методы и приемы проведения психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации
- Методы анализа и критерии оценки эффективности программ психологической профилактики, поддержки, коррекции и реабилитации
- Основы психологии труда и организационной психологии
- Основы психодиагностики
- Основы психологического консультирования и психологической коррекции
- Основы клинической психологии
- Основы социальной психологии
- Основы экстремальной психологии
- Основы возрастной психологии и психологии развития
- Основы юридической психологии
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-3.2 Трудовая функция
Оказание психологической помощи в особых условиях
Трудовые действия
- Оценка и анализ особых условий, влияющих на психологическое состояние, профессиональное здоровье и психологическое благополучие
- Оперативное планирование, организация и проведение мероприятий по оказанию психологической помощи в особых условиях
- Ведение отчетной документации о проведенных мероприятиях
- Подготовка и внесение предложений и рекомендаций по организации и совершенствованию деятельности в особых условиях
- Составление прогнозов психологических и социально-психологических последствий
Необходимые умения
- Анализировать особые условия деятельности
- Прогнозировать влияние особых условий на психологическое состояние и поведение субъекта и социальных групп
- Разрабатывать оперативные планы проведения мероприятий по оказанию психологической помощи в особых условиях
- Применять методы и технологии оказания психологической помощи в особых условиях
- Применять методы саморегуляции актуального состояния при работе в особых условиях
- Соблюдать этические принципы деятельности психолога в особых условиях
- Менять стратегию и тактику работы по оказанию психологической помощи в особых условиях с учетом меняющихся условий
- Анализировать факторы, оказывающие влияние на социально-психологическую обстановку в особых условиях, и характер их влияния
- Прогнозировать психологические и социально-психологические последствия
- Составлять рекомендации по минимизации негативных психологических и социально-психологических последствий
- Вести отчетную документацию о проведении мероприятий по оказанию психологической помощи в особых условиях
- Анализировать и обобщать практический опыт организации и оказания психологической помощи в особых условиях
- Подготавливать и вносить предложения и рекомендации по совершенствованию организации деятельности в особых условиях
Необходимые знания
- Основы психологии личности
- Основы юридической и криминальной психологии
- Классификации и виды особых условий деятельности
- Механизмы и особенности влияния особых условий деятельности на психологическое состояние и поведение субъекта и социальных групп
- Нормативные и организационные аспекты оперативного планирования, организации и проведения мероприятий по оказанию психологической помощи в особых условиях
- Критерии разработки оперативных планов проведения мероприятий по оказанию психологической помощи в особых условиях
- Теоретические и методологические основы оказания психологической помощи в особых условиях
- Методы и приемы оказания психологической помощи в особых условиях
- Методы и приемы регуляции актуального состояния и восстановления функционального состояния при работе в особых условиях
- Этические аспекты деятельности психолога в особых условиях
- Факторы, оказывающие влияние на социально-психологическую обстановку в особых условиях, и последствия их воздействия
- Критерии и методы составления прогнозов социально-психологических последствий
- Методы анализа и обобщения практического опыта организации и оказания психологической помощи в особых условиях
- Основы общей психологии
- Основы возрастной психологии и психологии развития
- Основы клинической психологии
- Основы социальной психологии
- Основы психологии труда, организационной психологии
- Основы экстремальной психологии
- Основы психодиагностики
- Основы психологического консультирования и психологической коррекции
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-Характеристика обобщенных трудовых функций
4. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по научно-прикладному и методическому сопровождению психологической работы»
Возможные наименования должностей, профессий
- Старший психолог (методического сопровождения психологической работы)
- Ведущий психолог (методического сопровождения психологической работы)
- Ведущий психолог (специалист) (методического сопровождения психологической работы)
- Специалист (по профессиональному обучению)
- Ведущий специалист (по профессиональному обучению)
- Эксперт (методического сопровождения психологической работы)
- Главный эксперт (методического сопровождения психологической работы)
- Старший научный сотрудник
- Ведущий научный сотрудник
- Начальник группы (психолог)
- Руководитель отделения – заместитель руководителя отдела
- Заместитель начальника отдела (методического сопровождения психологической работы)
- Заместитель руководителя отдела (методического сопровождения психологической работы)
- Начальник отдела (методического сопровождения психологической работы)
- Начальник отделения (методического сопровождения психологической работы)
- Руководитель отдела (методического сопровождения психологической работы)
- Руководитель отделения (методического сопровождения психологической работы)
- Руководитель проектного офиса
- Директор центра
- Заместитель директора центра
- Начальник филиала
- Заместитель начальника филиала
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование – специалитет или магистратура по направлениям подготовки (специальностям) «Психология», «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности»
Требования к опыту практической работы
- Не менее одного года работы по виду профессиональной деятельности для старших (ведущих) психологов (специалистов)
- Не менее восьми лет работы в области психологии для ведущих психологов психологической службы МЧС России
- Не менее пяти лет в области психологии и управления для директоров (заместителей) центров, начальников (заместителей) филиалов, начальников отделов для специалистов психологической службы МЧС России
- Не менее трех лет в области психологии и управления для заместителя начальника отдела, начальников отделений для специалистов психологической службы МЧС России
Особые условия допуска к работе
- Прохождение обучения мерам пожарной безопасности
- Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда
Другие характеристики
-Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Психолог
ЕКС
-
Кризисный психолог
ОКСО 2016
5.37.04.01
Психология
ОКСО 2016
5.37.05.01
Клиническая психология
ОКСО 2016
5.37.05.02
Психология служебной деятельности
ОКПДТР
25883
Психолог
4.1 Трудовая функция
Осуществление методического сопровождения психологической работы
Трудовые действия
- Разработка методических пособий и рекомендаций, информационно-аналитических сборников, справочных и наглядно-иллюстративных материалов по направлениям психологической работы
- Разработка нормативных документов по направлениям психологической работы
- Разработка стандартов психологической работы по направлениям деятельности и критериев оценки качества психологической работы
- Методическое сопровождение внедрения и оценка эффективности применяемых методов и инструментов психологической работы, подготовка предложений по их развитию
- Организация оценки уровня профессиональной подготовки специалистов-психологов
- Организация и проведение учебных мероприятий для специалистов-психологов
- Анализ передового опыта по направлениям психологической работы, а также координация работы по его внедрению в практическую деятельность психологических подразделений
- Организация и осуществление взаимодействия с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы
- Организация проведения и контроль хода выполнения научно-исследовательских работ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, опытно-конструкторских работ (далее – НИР, НИОКР, ОКР) по направлениям психологической работы, а также экспертиза полученных результатов
- Разработка предложений по организации внедрения информационных технологий по направлению психологической работы, использование технических средств организации психологической работы
Необходимые умения
- Разрабатывать методические пособия и отчетную документацию по направлениям психологической работы
- Разрабатывать и внедрять системы стандартизации процессов и процедур
- Производить оценку применяемых методов и инструментов психологической работы
- Разрабатывать критерии оценки уровня профессиональной подготовки психологов
- Организовывать и проводить учебные мероприятия
- Анализировать информационные источники с целью выявления передового опыта
- Проводить экспертизу результатов исследований, НИР, НИОКР, ОКР
- Применять методы математико-статистической обработки данных
- Разрабатывать и внедрять нормативные документы по направлениям психологической работы
- Организовывать взаимодействие с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы
- Осуществлять внедрение информационных технологий по направлению психологической работы и использование технических средств организации психологической работы
- Организовывать научно-исследовательскую работу
Необходимые знания
- Принципы и правила разработки нормативных документов по направлениям психологической работы
- Принципы стандартизации психологической работы по направлениям деятельности
- Источники передового опыта по направлениям психологической работы
- Принципы применения информационных технологий и технических средств по направлению психологической работы
- Критерии эффективности методов и инструментов психологической работы
- Положения психологии управления
- Основы психологии личности
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся работы с конфиденциальной информацией и персональными данными
- Нормы профессиональной этики и делового общения
- Теории и методы организации исследований
- Положения общей психологии
- Положения возрастной психологии и психологии развития
- Положения клинической психологии
- Положения социальной психологии
- Положения психологии труда и организационной психологии
- Положения экстремальной психологии
- Положения экспериментальной психологии
- Методы математико-статистической обработки данных
- Положения педагогической психологии
- Положения психодиагностики
- Положения психофизиологии
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие научную работу
- Положения юридической психологии
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-4.2 Трудовая функция
Проведение научно-прикладных, психологических, социально-психологических и социологических исследований
Трудовые действия
- Анализ потребности в проведении и формирование запроса на проведение исследований
- Планирование исследований: формулировка цели, задач и гипотез исследования
- Организация и проведение исследований
- Формирование и поддержание базы данных полученных результатов исследований
- Обработка и анализ полученных результатов исследований
- Написание отчета по итогам проведенного исследования
- Внедрение полученных результатов исследования в практику психологической работы
- Написание материалов по итогам проведенного исследования для дальнейшей публикации
- Представление результатов проведенного исследования на научных, научно-практических конференциях
- Разработка требований к проведению научно-прикладных, психологических, социально-психологических и социологических исследований
Необходимые умения
- Применять методы математико-статистической обработки данных
- Осуществлять подготовку требований к проведению научно-прикладных исследований
- Оформлять и представлять результаты исследовательских работ в виде: научных отчетов, аналитических записок, обзоров, профессиональных публикаций, информационных материалов и рекомендаций, докладов
- Оформлять документацию по организации, анализу и отчету о проведении исследований
- Применять стандартные пакеты программного обеспечения для обработки эмпирических данных
- Обрабатывать, интерпретировать и анализировать результаты исследований
- Разрабатывать требования к организации и проведению научных исследований, критерии их оценок
- Осуществлять подбор методов и методик, соответствующих целям исследований
- Осуществлять планирование исследования, включая постановку проблем исследования, определять задачи и гипотезы исследования
Необходимые знания
- Принципы разработки требований к проведению научно-прикладных исследований
- Правила внедрения результатов исследований в практику психологической работы
- Положения общей психологии
- Положения возрастной психологии и психологии развития
- Положения клинической психологии
- Положения социальной психологии
- Положения психологии труда и организационной психологии
- Положения экстремальной психологии
- Положения экспериментальной психологии
- Методы математико-статистической обработки данных
- Положения психодиагностики
- Положения юридической психологии
- Нормы профессиональной этики и делового общения
- Теории и методы организации исследований
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся работы с конфиденциальной информацией и персональными данными
- Способы представления данных и правила оформления выводов и заключений по результатам социально-психологических и социологических исследований
- Принципы проведения научно-прикладных, психологических, социально-психологических и социологических исследований
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-Характеристика обобщенных трудовых функций
5. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по управлению психологической работой»
Возможные наименования должностей, профессий
- Руководитель департамента
- Руководитель центра
- Руководитель психологической службы
- Руководитель филиала
- Руководитель управления
- Руководитель отдела
- Руководитель отделения
- Руководитель группы
- Начальник департамента
- Начальник центра
- Начальник психологической службы
- Начальник службы (психологической)
- Начальник филиала
- Начальник управления
- Начальник отдела
- Начальник отдела (по психологическому обеспечению)
- Начальник отделения
- Начальник отделения (по психологическому обеспечению)
- Начальник группы
- Директор департамента
- Директор центра
- Директор психологической службы
- Директор филиала
- Заместитель руководителя департамента
- Заместитель руководителя центра
- Заместитель руководителя психологической службы
- Заместитель руководителя филиала
- Заместитель руководителя управления
- Заместитель руководителя отдела
- Заместитель руководителя отделения
- Заместитель руководителя группы
- Заместитель начальника департамента
- Заместитель начальника центра
- Заместитель начальника психологической службы
- Заместитель начальника филиала
- Заместитель начальника управления
- Заместитель начальника отдела
- Заместитель начальника отдела (по психологической работе)
- Заместитель начальника отдела (по психологическому обеспечению)
- Заместитель начальника отделения
- Заместитель начальника отделения (по психологическому обеспечению)
- Заместитель начальника группы
- Заместитель директора департамента
- Заместитель директора центра
- Заместитель директора психологической службы
- Заместитель директора филиала
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование – специалитет или магистратура по направлениям подготовки (специальностям) «Психология», «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности»
Требования к опыту практической работы
- Не менее трех лет работы по виду профессиональной деятельности
- Не менее пяти лет в области психологии и управления для директоров (заместителей) центров, начальников (заместителей) филиалов, начальников отделов для специалистов психологической службы МЧС России
- Не менее трех лет в области психологии и управления для заместителя начальника отдела, начальников отделений для специалистов психологической службы МЧС России
Особые условия допуска к работе
- Прохождение обучения мерам пожарной безопасности
- Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда
Другие характеристики
Для руководителей (начальников, директоров) департаментов (управлений, служб, центров) рекомендовано дополнительное профессиональное образование (программы государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, делового администрирования, менеджмента и экономики)Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Психолог
ЕКС
-
Кризисный психолог
ОКСО 2016
5.37.04.01
Психология
ОКСО 2016
5.37.05.01
Клиническая психология
ОКСО 2016
5.37.05.02
Психология служебной деятельности
ОКПДТР
25883
Психолог
5.1 Трудовая функция
Осуществление оперативного управления психологической работой
Трудовые действия
- Организация разработки и доведения до исполнителей текущих планов по направлениям психологической работы
- Подготовка предложений по направлению психологической работы для включения в перспективные планы
- Организация исполнения перспективных и текущих планов и задач направления психологической работы
- Организация обеспечения необходимыми ресурсами для исполнения перспективных и текущих планов и задач направления психологической работы
- Организация стандартизации процессов и процедур психологической работы, доведение их до исполнителей
- Разработка и внедрение инструментов материальной и нематериальной мотивации в рамках направления психологической работы и в соответствии с утвержденной политикой
- Организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области, касающейся направления психологической работы, в установленном порядке
- Проведение промежуточного и итогового контроля деятельности по направлению психологической работы, организация подготовки отчетной документации по результатам работы
- Проведение анализа результатов деятельности по направлению психологической работы и подготовка предложений по совершенствованию процессов и процедур
- Разработка нормативной правовой базы по направлению психологической работы
Необходимые умения
- Оценивать эффективность и результаты работы сотрудников подразделения
- Передавать задачи до уровня подчиненных подразделений и делегировать полномочия
- Разрабатывать предложения и планы по направлению психологической работы
- Разрабатывать и внедрять системы стандартизации процессов и процедур
- Разрабатывать и внедрять системы материальной и нематериальной мотивации сотрудников
- Осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области, касающейся направления психологической работы
- Осуществлять проведение контрольных мероприятий по направлению психологической работы
- Анализировать текущие процессы и процедуры и разрабатывать предложения по их совершенствованию
- Планировать и организовывать работу сотрудников
Необходимые знания
- Принципы разработки нормативных документов
- Критерии оценки эффективности деятельности по направлению психологической работы
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие деятельность организации, федеральных органов исполнительной власти
- Нормы профессиональной этики и делового общения
- Содержание и структура профессиональных задач по направлениям психологической работы
- Положения общей психологии
- Положения возрастной психологии и психологии развития
- Положения клинической психологии
- Положения социальной психологии
- Положения психологии труда и организационной психологии
- Положения экстремальной психологии
- Положения психологии управления
- Положения педагогической психологии
- Положения экспериментальной психологии
- Положения юридической психологии
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие трудовые отношения
- Системы материального и нематериального мотивирования сотрудников
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие деятельность организации, федеральных органов исполнительной власти
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-5.2 Трудовая функция
Осуществление стратегического управления психологической работой
Трудовые действия
- Разработка планов перспективного развития и совершенствования деятельности в области психологической работы
- Принятие решений по планированию и организации деятельности в особых условиях
- Прогнозирование перспективных направлений с учетом результатов анализа деятельности по вопросам психологической работы
- Организация исполнения мероприятий текущего и перспективного планирования психологической работы в целом
- Определение необходимых ресурсов, организация обеспечения необходимыми ресурсами
- Разработка и утверждение политики материального и нематериального стимулирования в рамках компетенции
- Представительство по вопросам психологической работы в средствах массовой информации, федеральных органах исполнительной власти, проверяющих органах; взаимодействие с вышестоящим руководством в установленном порядке
- Организация итогового контроля психологической работы
- Обобщение результатов анализа деятельности по вопросам психологической работы и предложений по ее совершенствованию
- Организация разработки нормативной правовой базы психологической работы
Необходимые умения
- Применять навыки публичных выступлений и ведения переговоров на различных уровнях
- Планировать, организовывать и контролировать работу подразделений
- Подбирать и применять адекватные задачам инструменты мотивирования сотрудников
- Разрабатывать и внедрять нормативные документы по направлениям психологической работы
- Обрабатывать, интерпретировать и анализировать результаты оценки психологической работы
- Анализировать текущие процессы и прогнозировать развитие психологической работы
- Передавать задачи до уровня подчиненных подразделений и делегировать полномочия
- Анализировать текущую деятельность в особых условиях
- Оценивать ситуацию и составлять прогноз развития ситуации в особых условиях
Необходимые знания
- Принципы и правила разработки нормативных документов по направлениям психологической работы
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие деятельность организации, федеральных органов исполнительной власти
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие трудовые отношения
- Положения возрастной психологии и психологии развития
- Положения клинической психологии
- Положения социальной психологии
- Положения психологии труда и организационной психологии
- Положения экстремальной психологии
- Положения психологии управления
- Положения юридической психологии
- Положения общей психологии
- Принципы разработки критериев оценки психологической работы
- Системы материального и нематериального стимулирования
- Нормы профессиональной этики и делового общения
- Основы стратегического планирования
- Основы организации финансово-экономической деятельности
- Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие деятельность в особых условиях
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-Другие специальности:
- Специалист по проектному управлению в области разработки и постановки производства полупроводниковых приборов и систем с использованием нанотехнологий
- Монтажник оборудования холодильных установок
- Специалист по проектированию гидро- и пневмоприводов
- Стерженщик машинной формовки
- Оператор установок по нанесению покрытий в вакууме
- Специалист по оперативному руководству обеспечением выдачи тягового подвижного состава под поезда, локомотивных бригад в работу
- Содовщик
- Специалист по экономике труда
- Работник по приему и размещению гостей
- Сталевар установки внепечной обработки стали
- Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетних лиц на спортивные мероприятия
- Водолаз
- Специалист по организации и проведению лабораторного контроля качества материалов и запасных частей, применяемых при ремонте, техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава и объектов железнодорожной инфраструктуры
- Специалист в области радиоприёмных устройств
- Прессовщик колесных пар железнодорожного подвижного состава
- Специалист по эксплуатации морских месторождений нефти, газа и газового конденсата
- Специалист по оценке соответствия эскалаторов, пассажирских конвейеров требованиям безопасности
- Прессовщик изделий из пластмасс
- Оператор лесопильных линий
- Плавильщик цветных металлов и сплавов
- Разметчик судовой
- Машинист рубительной машины в лесопромышленном комплексе
- Специалист по оказанию космических услуг на основе использования глобальных навигационных спутниковых систем
- Техник авиационных двигателей
- Специалист по проектированию систем холодоснабжения