Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 02.04.2019 № 197н
Регистрационный номер:
157

Общие сведения

Код: 05.004
Организационно-методическая деятельность в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта

Основная цель вида профессиональной деятельности

Организационно-методическое обеспечение реабилитационной (восстановительной) деятельности с помощью средств физической культуры, спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, вовлеченных в деятельность в сфере адаптивной физической культуры, адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта

Группа занятий

2358.
Тренеры и инструкторы-методисты по физкультуре и спорту
3423.
Инструкторы фитнес-клубов, спортивных зон отдыха и организаторы спортивных программ

Отнесение к видам экономической деятельности

93.1
Деятельность в области спорта
Функциональная карта вида профессиональной деятельности

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
Наименование
Код
Уровень квалификации

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ответственная организация-разработчик: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», город Москва
Директор Вырупаев Константин Викторович
1
АНО Научно-консультационный центр «Спортивная перспектива», город Москва
2
Общероссийская общественная организация «Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями», город Москва
3
Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта», город Москва
4
ООО «Технологии спорта», город Москва
5
ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта», город Санкт-Петербург
6
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», город Москва
7
ФГБУ «Центр подготовки сборных команд России», город Москва
8
Федерация фитнес-аэробики России, город Москва

Характеристика обобщенных трудовых функций

1. Обобщенная трудовая функция «Организация групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Требования к образованию и обучению

  • Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта
  • или
  • Среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта

Требования к опыту практической работы

  • -

Особые условия допуска к работе

Другие характеристики

С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:

- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) раз в два года;

- формирование профессиональных навыков через наставничество;

- использование современных дистанционных образовательных технологий

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Инструктор по адаптивной физической культуре
ОКСО 2016
7.49.02.02
Адаптивная физическая культура
1.1 Трудовая функция
Формирование групп для занятий адаптивной физической культурой с учетом типичных нарушений инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Трудовые действия

  • Оценка данных физической подготовленности, возрастных особенностей и типичных нарушений функций организма инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для формирования групп для занятий адаптивной физической культурой
  • Анализ индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
  • Собеседование с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их законными представителями, выявление индивидуальных потребностей в области развития физических и жизненно важных навыков
  • Проверка отсутствия у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья медицинских противопоказаний для занятий по программе адаптивной физической культуры
  • Комплектование групп для занятий адаптивной физической культурой с учетом возрастно-половых особенностей, уровня физической подготовленности, типичных нарушений функций организма и индивидуальных потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Составление итогового списка зачисленных в группы занятий адаптивной физической культурой
  • Отбор типовых методик проведения групповых занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом типичных нарушений функций организма
  • Проведение разъяснительных бесед с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, их законными представителями, сопровождающими инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по вопросам формирования групп для занятий адаптивной физической культурой

Необходимые умения

  • Вести документацию по анализу физической подготовленности, возрастных и физических особенностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для составления списка групп для занятий адаптивной физической культурой
  • Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Анализировать уровень физической подготовленности и физического состояния инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Взаимодействовать с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их законными представителями с учетом нравственных и деонтологических норм
  • Выявлять потребности и приоритеты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в реабилитации, физическом развитии и в формировании их жизненно важных навыков
  • Формировать группы для занятий адаптивной физической культурой с учетом возраста, уровня физического развития, степени тяжести и структуры нарушений функций организма, состояния сохранных функций
  • Пользоваться специализированным спортивным инвентарем и оборудованием для занятий адаптивной физической культурой
  • Разъяснять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, их законным представителям принципы формирования групп для занятий адаптивной физической культурой

Необходимые знания

  • Медицинские, медико-биологические, психофизиологические требования и возрастные нормы при формировании групп для занятий адаптивной физической культурой
  • Теория и организация адаптивной физической культуры
  • Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
  • Порядок составления и ведения документации по анализу уровня физической подготовленности и физического состояния инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья всех возрастных и нозологических групп
  • Правила использования специализированного спортивного инвентаря и оборудования для занятий адаптивной физической культурой
  • Номенклатура технических средств реабилитации инвалидов
  • Современные способы организации занятий адаптивной физической культурой при различных типичных нарушениях функций организма инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Принципы формирования групп инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся адаптивной физической культурой
  • Правила этики и деонтологии в сфере взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

1.2 Трудовая функция
Проведение с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья занятий по программам адаптивного физического воспитания и индивидуальным планам физической реабилитации

Трудовые действия

  • Составление индивидуального плана физической реабилитации инвалида на основе индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида
  • Определение задач и содержания группового или индивидуального занятия по адаптивной физической культуре с учетом возраста, уровня физической подготовленности, типичных нарушений функций организма и функциональных возможностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Разработка плана проведения занятия по адаптивной физической культуре по программам адаптивного физического воспитания согласно индивидуальному плану физической реабилитации инвалида
  • Составление расписания индивидуальных или групповых занятий по адаптивной физической культуре по программам адаптивного физического воспитания, индивидуальному плану физической реабилитации инвалида
  • Контроль подготовленности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятию адаптивной физической культурой
  • Проведение занятия по адаптивной физической культуре согласно разработанному плану по программам и методикам адаптивного физического воспитания, индивидуальному плану физической реабилитации инвалида
  • Регулирование физической нагрузки в соответствии с задачами, формой организации адаптивного физического воспитания, характером типичных нарушений функций организма, функциональных возможностей инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Контроль и оперативная коррекция выполнения двигательных действий инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Контроль физического состояния инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья во время проведения занятия по адаптивной физической культуре совместно с медицинскими работниками
  • Оценка выполнения индивидуального плана физической реабилитации инвалида, внесение корректировок в процесс проведения занятий по адаптивной физической культуре с инвалидами
  • Обеспечение безопасного проведения занятия по адаптивной физической культуре
  • Составление рекомендаций инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, их законным представителям о проведении занятий по адаптивной физической культуре в домашних условиях
  • Отчет о проведении занятия по адаптивной физической культуре

Необходимые умения

  • Планировать групповое или индивидуальное занятие по адаптивной физической культуре по программам и методикам адаптивного физического воспитания, индивидуальному плану физической реабилитации инвалида
  • Контролировать физическое, функциональное и психическое состояние инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья во время проведения занятия по адаптивной физической культуре
  • Пользоваться специализированным спортивным инвентарем и оборудованием для занятий адаптивной физической культурой, техническими средствами реабилитации инвалидов
  • Пользоваться контрольно-измерительными приборами и средствами измерений уровня физической подготовленности, физического состояния инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Планировать процесс индивидуальной физической реабилитации инвалида с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида
  • Организовывать первую помощь
  • Оценивать уровень подготовленности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Проводить корректировку плана индивидуального или группового занятия по адаптивной физической культуре с учетом показателей контроля подготовленности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Показывать инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья элементы техники выполнения упражнений
  • Взаимодействовать с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) с учетом нравственных и деонтологических норм
  • Контролировать двигательную активность и физическое состояние инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья во время занятия по адаптивной физической культуре
  • Разъяснять правила техники безопасности при выполнении упражнений
  • Выявлять угрозы и определять степень опасности внешних и внутренних факторов, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять алгоритмы действий для устранения или снижения опасности последних

Необходимые знания

  • Теория и методика адаптивной физической культуры
  • Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
  • Анатомия человека
  • Физиология человека
  • Социально-биологические основы адаптивной физической культуры и спорта
  • Современные методики организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Гигиенические основы физического воспитания
  • Правила техники безопасности при проведении занятий адаптивной физической культурой и основы организации первой помощи инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья
  • Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
  • Первые признаки утомления инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Порядок составления индивидуального плана физической реабилитации инвалида, плана проведения индивидуального и группового занятия по адаптивной физической культуре с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Правила использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря для занятий адаптивной физической культурой
  • Назначение и особенности использования технических средств реабилитации инвалидов
  • Методы общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств
  • Правила этики и деонтологии в сфере взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Формы составления отчета о проведении индивидуального или группового занятия по адаптивной физической культуре

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

1.3 Трудовая функция
Проведение воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

Трудовые действия

  • Анализ планов и программ, регламентирующих содержание воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы по социализации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, по овладению основами техники избранного вида адаптивного спорта
  • Разработка рабочих планов мероприятий по воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работе с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, подготовка методических материалов для проведения занятий и мероприятий
  • Анализ годового и текущего планов теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе начальной подготовки
  • Разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий и мероприятий по социализации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, по формированию устойчивого интереса к занятиям спортом, по овладению основами техники избранного вида адаптивного спорта
  • Контроль состояния мест проведения занятий и мероприятий по воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работе с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями
  • Поведение занятий с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья по формированию гигиенических знаний, умений и навыков, по истории развития, основам спортивной подготовки и тренировочного процесса в избранном виде адаптивного спорта
  • Обучение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья безопасному использованию спортивного оборудования, тренажеров, устройств и вспомогательных средств для совершенствования спортивной техники, использованию инвентаря и спортивной экипировки в избранном виде спорта
  • Обучение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья выполнению упражнений в самостраховке, страховке, оказание помощи при выполнении различных упражнений и технических действий
  • Контроль соблюдения графика занятий и мероприятий по воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работе с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Проведение совместно с тренером по адаптивной физической культуре, адаптивному спорту тестирования уровня физической и специальной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Подготовка предложений по развитию коррекционно-развивающего воздействия при проведении воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

Необходимые умения

  • Вести пропаганду здорового образа жизни среди инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Проводить коммуникации с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом нравственных и деонтологических норм
  • Излагать сведения для формирования гигиенических знаний, умений и навыков, данные по истории развития, основам спортивной подготовки и тренировочного процесса в избранном виде адаптивного спорта в доступной форме
  • Демонстрировать элементы техники выполнения упражнений в самостраховке, страховке
  • Использовать методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия при показе техники выполнения упражнений
  • Организовывать первую помощь
  • Контролировать выполнение упражнений, технических приемов инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, находить и исправлять ошибки
  • Пользоваться специализированным спортивным оборудованием, тренажерами, устройствами и вспомогательными средствами для совершенствования спортивной техники в адаптивном спорте, инвентарем и спортивной экипировкой
  • Пользоваться техническими средствами реабилитации инвалидов
  • Использовать различные формы адаптивного физического воспитания, средства и методы физической реабилитации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Планировать и проводить занятия и мероприятия по воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работе с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, готовить необходимые методические материалы
  • Оценивать результаты коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья при проведении тренировочных, воспитательных, рекреационно-досуговых, оздоровительных занятий и мероприятий, готовить обоснованные предложения по корректировке планов мероприятий
  • Мотивировать инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья к участию в воспитательных, рекреационно-досуговых, оздоровительных мероприятиях
  • Своевременно выявлять угрозы и оценивать степень опасности внешних и внутренних факторов, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять алгоритмы действий для устранения или снижения опасности последних

Необходимые знания

  • Технология планирования и современные формы организации воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
  • Анатомия
  • Физиология с основами биохимии
  • Основы организации здорового образа жизни
  • Теория и методика адаптивной физической культуры
  • Функциональные группы лиц, проходящих спортивную подготовку по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Первые признаки утомления инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • План-график годичного цикла спортивной тренировки на начальном этапе спортивной подготовки в избранном виде (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Методы общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств
  • Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
  • Гигиенические основы физического воспитания
  • Правила техники безопасности при проведении воспитательных, рекреационно-досуговых, оздоровительных мероприятий с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, основы организации первой помощи инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья
  • Правила использования специализированного спортивного оборудования тренажеров, устройств и вспомогательных средств для совершенствования спортивной техники в адаптивном спорте
  • Назначение и особенности использования технических средств реабилитации инвалидов
  • Правила этики и деонтологии в сфере взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Порядок составления и ведения документации по воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работе с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

1.4 Трудовая функция
Обучение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья технике безопасности и предупреждению травматизма, проведение разъяснительной антидопинговой работы

Трудовые действия

  • Подготовка методических (в том числе раздаточных, демонстрационных) материалов для занятий по профилактике травматизма и по отказу от приема допинга в различных направлениях адаптивной физической культуры и видах адаптивного спорта
  • Проведение лекций, бесед с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья о значимости всемирной антидопинговой программы, о недопустимости применения допинговых средств и методов, об антидопинговых правилах и процедурных правилах допинг-контроля, об особенностях применения фармакологических средств спортсменами в адаптивном виде спорта
  • Проведение с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья инструктажа по технике безопасности при выполнении упражнений, использовании специализированного спортивного инвентаря и технических средств реабилитации, участии в спортивной (подвижной) игре, инструктажа по антидопинговым правилам
  • Разбор с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья видов спортивного травматизма и причин возникновения травм, симптомов перенапряжения и переутомления, обучение способам их предотвращения при занятиях адаптивной физической культурой и адаптивным спортом
  • Периодический контроль технической исправности специализированного спортивного оборудования, инвентаря и экипировки, используемых при занятиях адаптивной физической культурой, адаптивным спортом
  • Контроль возникновения опасных ситуаций и угроз здоровью, жизни инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья во время занятия, мероприятия по адаптивной физической культуре, адаптивному спорту, принятие мер по минимизации и нейтрализации угроз
  • Проведение разъяснительных бесед с законными представителями инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, сопровождающими по вопросам предупреждения травматизма при самостоятельных занятиях адаптивной физической культурой, о недопустимости применения допинговых средств и методов при занятии адаптивным спортом

Необходимые умения

  • Проводить коммуникации с учетом нравственных и деонтологических норм
  • Проводить инструктаж по технике безопасности, по антидопинговым правилам с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, вести журнал инструктажа
  • Анализировать индивидуальную фармакологическую карту спортсмена, средства и методы, применяемые спортсменом в период подготовки к соревнованиям и участия в соревнованиях в период годичного цикла
  • Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Разъяснять инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья вопросы антидопинговой подготовки, применения фармакологических средств спортсменами, правила техники безопасности при выполнении упражнений, участии в спортивной (подвижной) игре, использовании спортивного инвентаря, технических средств реабилитации
  • Выявлять угрозы и определять степень опасности внешних и внутренних факторов для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять алгоритмы действий для устранения или снижения опасности последних
  • Выявлять неисправности специализированного спортивного оборудования, объектов и инвентаря

Необходимые знания

  • Антидопинговые правила
  • Международные стандарты терапевтического использования запрещенных субстанций
  • Антидопинговый кодекс всемирной антидопинговой организации
  • Форма и порядок составления индивидуальной фармакологической карты спортсмена
  • Виды и причины спортивного травматизма в адаптивном спорте
  • Признаки перенапряжения и переутомления инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Теория и методика адаптивной физической культуры
  • Правила техники безопасности при проведении занятий и мероприятий по адаптивной физической культуре, адаптивному спорту, основы организации первой помощи инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья
  • Правила использования специализированного спортивного оборудования, тренажеров, устройств и вспомогательных средств для занятий адаптивной физической культурой, адаптивным спортом, технических средств реабилитации инвалидов
  • Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта, порядок и формы медицинского контроля
  • Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Правила этики и деонтологии в сфере взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Методы общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств
  • Этические нормы в области спорта

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Характеристика обобщенных трудовых функций

2. Обобщенная трудовая функция «Организационно-методическое обеспечение реабилитационной (восстановительной) деятельности с применением средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Инструктор-методист по виду спорта (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Старший инструктор-методист по адаптивной физической культуре
  • Старший инструктор-методист по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта

Требования к образованию и обучению

  • Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта
  • или
  • Среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта по профилю деятельности

Требования к опыту практической работы

  • Не менее двух лет в области физической культуры и спорта

Особые условия допуска к работе

Другие характеристики

С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:

- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) раз в два года;

- формирование профессиональных навыков через наставничество;

- использование современных дистанционных образовательных технологий;

- участие в тренингах, конференциях, мастер-классах

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре
ЕКС
-
Старший инструктор-методист по адаптивной физической культуре
ОКСО 2016
7.49.02.02
Адаптивная физическая культура
ОКПДТР
23122
Инструктор - методист физкультурно-спортивных организаций
2.1 Трудовая функция
Планирование спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду или спортивной дисциплине адаптивного спорта

Трудовые действия

  • Определение задач и специфики тренировочной и воспитательной работы в организациях, осуществляющих спортивную подготовку по видам (спортивным дисциплинам) адаптивного спорта
  • Разработка методической документации по проведению набора в группы занятий по адаптивной физической культуре, проведению спортивной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья под руководством старшего инструктора-методиста по адаптивной физической культуре
  • Формирование сводного плана комплектования групп по степени функциональных возможностей (функциональных классов) для занятия видом адаптивного спорта, по видам (спортивным дисциплинам) адаптивного спорта и этапам спортивной подготовки
  • Разработка годового плана работы физкультурно-спортивной организации в части организации спортивной подготовки по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Разработка календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта, показателей соревновательной деятельности по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Разработка программы спортивной подготовки, физкультурно-оздоровительных и тренировочных комплексов занятий адаптивной физической культурой и спортом
  • Планирование мероприятий по повышению эффективности спортивной подготовки по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта

Необходимые умения

  • Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Планировать содержание тренировочного процесса на основе требований федерального стандарта спортивной подготовки по избранному виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Использовать различные методы и формы организации спортивной подготовки в адаптивном спорте, строить их с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Подбирать средства и методы тренировки в соответствии с программой спортивной подготовки, принадлежностью к функциональному классу, возрастно-половыми и индивидуальными особенностями инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Планировать и корректировать содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения, исходя из единства механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий и с учетом результатов оценивания физического, функционального и психического состояния инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Организовывать и проводить физкультурные и спортивные мероприятия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Изучать индивидуальные особенности лиц, проходящих спортивную подготовку по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта, использовать полученную информацию при планировании и корректировке тренировочной и воспитательной работы
  • Планировать педагогические, медико-биологические, психологические восстановительные мероприятия и антидопинговые мероприятия по периодам и циклам спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Определять минимальный и предельный объем соревновательной и тренировочной деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья

Необходимые знания

  • Гигиена физической культуры
  • Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций
  • Коррекционная педагогика и коррекционная психология
  • Биомеханика двигательной деятельности
  • Теория и методика адаптивной физической культуры
  • Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
  • Принципы методического обеспечения отборочного, тренировочного и образовательного процессов в организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
  • Принципы планирования тренировочных занятий, соревновательной практики в адаптивном спорте
  • Методики календарного планирования
  • Порядок разработки программы спортивной подготовки со спецификой адаптивной физической культуры и спорта
  • Методы сбора и анализа информации
  • Комплекс педагогических, медико-биологических психологических восстановительных мероприятий для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Организация и проведение врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Предельный объем тренировочной нагрузки на этапах спортивной подготовки по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья различных функциональных классов
  • Особенности построения процесса спортивной подготовки в избранном виде (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Порядок составления и ведения документации по планированию тренировочной и воспитательной работы в организациях, осуществляющих спортивную подготовку по видам (спортивным дисциплинам) адаптивного спорта
  • Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Система методического обеспечения тренировочного процесса инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья различных функциональных классов
  • Содержание спортивной тренировки в виде (спортивной дисциплине) адаптивного спорта для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья различных функциональных классов
  • Требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта в соответствии с всероссийской спортивной классификацией
  • Требования и нормы обеспечения экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием при организации тренировочных мероприятий по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

2.2 Трудовая функция
Методическое сопровождение спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду или спортивной дисциплине адаптивного спорта

Трудовые действия

  • Формирование банка педагогической, научно-методической, методической информации, нормативных правовых актов в области адаптивной физической культуры и спорта
  • Разработка методических и информационных материалов по реализации программ спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Обобщение и распространение результативного опыта работы тренеров, тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, специалистов физкультурно-спортивной организации по осуществлению тренировочной и состязательной деятельности по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Информирование тренеров, тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре, адаптивному спорту, специалистов физкультурно-спортивной организации о новых направлениях в развитии адаптивного спорта путем проведения публичных мероприятий в очной и дистанционной форме, включая передачу информационного и методического материала на бумажных и электронных носителях
  • Оказание методической помощи тренерам, тренерам-преподавателям по адаптивной физической культуре, адаптивному спорту при разработке маршрутов прохождения программ спортивной подготовки, по развитию психических и физических качеств инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья

Необходимые умения

  • Систематизировать методические и информационные материалы по адаптивной физической культуре, адаптивному спорту
  • Выявлять актуальные направления в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
  • Использовать аудиовизуальные и интерактивные средства обучения
  • Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Составлять методическую документацию по организации и проведению спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Проводить консультации, публичные мероприятия в очной и дистанционной форме
  • Корректировать содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом сенситивных периодов развития психических и физиологических функций, структуры, характера, этиологии и патогенеза заболевания
  • Оценивать уровень компетентности тренерского, тренерско-преподавательского состава организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, целенаправленно оптимизировать процесс спортивной подготовки
  • Распространять результативный опыт работы тренеров, тренеров-преподавателей, специалистов, осуществляющих спортивную подготовку по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта

Необходимые знания

  • Отечественный и зарубежный опыт адаптивной физической культуры, адаптивного спорта
  • Нормативные правовые акты в области физической культуры и спорта в части регулирования и развития адаптивной физической культуры, адаптивного спорта
  • Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций
  • Принципы методического обеспечения отборочного, тренировочного и образовательного процессов в области адаптивной физической культуры и спорта
  • Коррекционная педагогика и коррекционная психология
  • Биомеханика двигательной деятельности
  • Анатомия человека
  • Физиология человека
  • Теория и методика адаптивной физической культуры
  • Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
  • Система организации спортивной подготовки в организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
  • Принципы и порядок разработки программной документации по образовательному процессу со спецификой адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
  • Методы оценки и способы повышения уровня компетентности тренерского, тренерско-преподавательского состава организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
  • Методы проведения публичных мероприятий в очной и дистанционной форме
  • Правила вида адаптивного спорта
  • Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Теория и методика спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Антидопинговые правила
  • Требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта в соответствии с всероссийской спортивной классификацией
  • Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

2.3 Трудовая функция
Проведение мониторинга и анализа спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду или спортивной дисциплине адаптивного спорта

Трудовые действия

  • Определение целей и задач анализа спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Определение объекта анализа и набора контрольных показателей для мониторинга спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Формирование базы данных для мониторинга и анализа спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Анализ отраслевой статистической информации, показателей исполнения индивидуальных планов спортивной подготовки, результативности соревновательной деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Анализ системы спортивной подготовки в физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Статистическая обработка и анализ полученных значений контрольных показателей спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта, формирование выводов по результатам анализа
  • Подготовка отчета по результатам мониторинга и анализа спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья

Необходимые умения

  • Определять контрольные показатели для мониторинга спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Систематизировать и обрабатывать статистическими методами показатели спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Интерпретировать данные мониторинга спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Оценивать результативность соревновательной деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Оценивать результативность системы спортивной подготовки в физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Выявлять причины снижения результативности спортивной подготовки, определять способы корректировки спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Составлять аналитические отчеты по результатам обработки данных мониторинга

Необходимые знания

  • Содержание программы спортивной подготовки по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Формы и порядок ведения статистического учета результатов работы организаций, осуществляющих спортивную подготовку инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций
  • Система организации спортивной подготовки в организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
  • Методы сбора, систематизации и статистической обработки информации
  • Методы анализа, систематизации и обобщения опыта работы тренеров и специалистов, осуществляющих спортивную подготовку инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Методы оценки результативности спортивной подготовки в адаптивном спорте
  • Отечественный и зарубежный опыт спортивной подготовки по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Правила составления отчета по результатам мониторинга и анализа спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Содержание и техники комплексного контроля и учета в спортивной подготовке по виду адаптивного спорта

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

2.4 Трудовая функция
Управление процессами методического обеспечения реабилитационной (восстановительной) деятельности с помощью средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья

Трудовые действия

  • Разработка программ, планов адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, спортивной подготовки по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта в физкультурно-спортивной или организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
  • Закрепление за инструкторами, инструкторами-методистами по адаптивной физической культуре, адаптивному спорту участков работы по методическому обеспечению реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Управление разработкой комплексов занятий по адаптивной физической культуре
  • Контроль мониторинга и анализа спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Оценка эффективности применяемых методов восстановительной физической культуры и методов спортивной тренировки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработка предложений по совершенствованию работы в области адаптивной физической культуры, адаптивного спорта
  • Координирование тренировочного, воспитательного и реабилитационного (восстановительного) процессов в организации спортивной подготовки и организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
  • Мониторинг уровня профессиональной подготовленности инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре, тренеров по адаптивному спорту, планирование мероприятий по развитию их профессиональных компетенций
  • Контроль формирования банка педагогической, психологической, научно-методической, методической информации, нормативных правовых актов в области адаптивной физической культуры, адаптивного спорта
  • Управление деятельностью инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре по распространению передового педагогического опыта, включая индивидуальный опыт тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре, адаптивному спорту
  • Курирование педагогических, методических советов, форм методической работы в организации спортивной подготовки и организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта

Необходимые умения

  • Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Планировать содержание учебных планов, программ спортивной подготовки на основе требований федерального стандарта спортивной подготовки по избранному виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Определять задачи и делегировать полномочия инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре, вести контроль их деятельности
  • Разрабатывать программы, планы и методическое сопровождение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха
  • Оценивать уровень и составлять планы развития профессиональных компетенций инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре, тренеров по адаптивному спорту
  • Систематизировать методические и информационные материалы по обеспечению реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Координировать тренировочный, воспитательный и реабилитационный (восстановительный) процессы, оптимизировать физические потенции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с видами адаптивной физической культуры
  • Проводить корректировку методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Проводить консультации и публичные мероприятия в очной и дистанционной форме
  • Вести статистический учет деятельности организации спортивной подготовки и организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта

Необходимые знания

  • Нормативные правовые акты в области физической культуры и спорта в части регулирования и развития адаптивной физической культуры, адаптивного спорта
  • Приоритетные направления развития адаптивной физической культуры и спорта
  • Теория и методика адаптивной физической культуры
  • Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций
  • Биомеханика двигательной деятельности
  • Анатомия человека
  • Физиология человека
  • Принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности
  • Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
  • Правила техники безопасности при осуществлении реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
  • Система организации спортивной подготовки в организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
  • Методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии
  • Содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения, основанного на единстве механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий
  • Методы сбора, систематизации и статистической обработки информации
  • Методы оценки качества и результативности работы инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре, тренеров по адаптивному спорту
  • Методы консультирования, проведения публичных мероприятий в очной и дистанционной форме
  • Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Этические нормы в области спорта

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Характеристика обобщенных трудовых функций

3. Обобщенная трудовая функция «Организация групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре со спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта (далее - спортивной сборной»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Инструктор-методист спортивной сборной команды Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Старший инструктор-методист спортивной сборной команды Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта

Требования к образованию и обучению

  • Высшее образование - бакалавриат в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта
  • или
  • Высшее образование - бакалавриат (непрофильное) дополнительное профессиональное образование в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта

Требования к опыту практической работы

  • Не менее трех лет в области физической культуры и спорта
  • или
  • выполнение норматива мастер спорта России или наличие присвоенной высшей квалификационной категории тренера, тренера-преподавателя не ниже первой

Особые условия допуска к работе

Другие характеристики

С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:

- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) раз в два года;

- формирование профессиональных навыков через наставничество;

- использование современных дистанционных образовательных технологий;

- участие в тренингах, конференциях, мастер-классах

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Инструктор-методист спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивной физической культуре
ОКСО 2016
7.49.03.02
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
ОКПДТР
26676
Старший инструктор - методист спортивной школы
3.1 Трудовая функция
Проведение занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре и общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды

Трудовые действия

  • Разработка плана проведения занятий по адаптивной физической культуре по программам и методикам подготовки спортсменов спортивной сборной команды
  • Разработка индивидуального адаптационного курса тренировок для спортсмена спортивной сборной команды, адаптационного курса тренировок для спортивной сборной команды
  • Выявление признаков переутомления, перенапряжения, регулирование физической нагрузки спортсменов спортивной сборной команды во время проведения занятий по индивидуальному адаптационному курсу тренировок, по адаптационному курсу тренировок для спортивной сборной команды
  • Проведение занятий по лечебной физической культуре, общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды совместно с медицинской сестрой по массажу, врачом по спортивной медицине, спортивным психологом спортивной сборной команды
  • Подготовка рекомендаций по совершенствованию проведения занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре, общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды
  • Составление отчета о результатах проведенного занятия по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре, общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды, его обсуждение с тренером, врачом по спортивной медицине, спортивным психологом спортивной сборной команды

Необходимые умения

  • Использовать спортивное оборудование, инвентарь, контрольно-измерительные приборы и средства измерений для занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре и общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды
  • Вести отчетную документацию по результатам проведения занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре и общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды
  • Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Разрабатывать методически обоснованный индивидуальный адаптационный курс тренировок для спортсмена спортивной сборной команды, адаптационный курс тренировок для спортивной сборной команды
  • Планировать групповое или индивидуальное занятие по адаптивной физической культуре по программам и методикам подготовки спортсменов спортивной сборной команды
  • Использовать методически обоснованные комплексы упражнений лечебной физической культуры, общей физической подготовки
  • Определять признаки переутомления, перенапряжения, варьировать степень и направленность физической нагрузки спортсменов спортивной сборной команды
  • Давать обоснованные рекомендации по содержанию спортивного и оздоровительного питания (диеты), соблюдению режима труда и отдыха спортсмена спортивной сборной команды с целью сохранения функционального состояния и спортивной формы

Необходимые знания

  • Биомеханика спорта
  • Физиология и биохимия
  • Гигиена физической культуры
  • Анатомия человека
  • Диетология и основы спортивного питания
  • Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
  • Планы, содержание и объемы занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре и общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды
  • Типовые (модельные) и авторские методики и технологии организации занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре и общей физической подготовке, используемые (рекомендованные для использования) для подготовки спортсменов спортивной сборной команды
  • Теория и методика адаптивной физической культуры
  • Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
  • Методические комплексы лечебной физической культуры, применяемые при травмах, заболеваниях органов дыхания, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата
  • Средства, формы и методы организации занятий по адаптивной физической культуре, по общей физической подготовке, классификация физических упражнений в лечебной физической культуре
  • Методы и методики врачебно-педагогического контроля на тренировочных занятиях
  • Правила вида адаптивного спорта
  • Правила техники безопасности и основы организации первой помощи при проведении тренировочных мероприятий со спортсменами спортивной сборной команды
  • Основные виды и приемы массажа, показания и противопоказания при назначении массажа и лечебной физической культуры
  • Порядок составления отчетной документации о результатах проведенного занятия по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре, общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды
  • Характеристика спортивного оборудования, инвентаря, контрольно-измерительных приборов и средств измерений для занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре и общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды
  • Правила использования спортивного оборудования и инвентаря, контрольно-измерительных приборов и средств измерений
  • Правила этики и деонтологии в сфере взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Методы общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств
  • Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Применение приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

3.2 Трудовая функция
Сопровождение спортсменов спортивной сборной команды во время специального тренировочного и соревновательного процессов

Трудовые действия

  • Сопровождение при транспортировке спортсменов спортивной сборной команды на тренировочные и соревновательные мероприятия
  • Постоянное сопровождение спортсменов спортивной сборной команды при совместном проживании в средствах размещения
  • Сопровождение спортсменов спортивной сборной команды во время тренировочных занятий и официальных спортивных соревнований, оказание помощи в переодевании, в пересаживании с ездовой коляски на спортивную и обратно
  • Сопровождение спортсменов спортивной сборной команды во время углубленного медицинского обследования, прохождения допинг-контроля, тестирования, мероприятий, предусмотренных планами подготовки к официальным спортивным соревнованиям
  • Проведение мероприятий активного отдыха спортсменов спортивной сборной команды в режиме дня спортивной сборной команды

Необходимые умения

  • Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
  • Определять исправность технических средств реабилитации и инвентаря спортсменов спортивной сборной команды
  • Взаимодействовать со спортсменами спортивной сборной команды, с тренерами, врачом по спортивной медицине, спортивным психологом спортивной сборной команды
  • Оказывать помощь спортсменам спортивной сборной команды в перемещении, общении, получении информации, в переодевании, в пересаживании с ездовой коляски на спортивную и обратно
  • Обеспечивать контроль перевозки и сохранности технических средств реабилитации, спортивного инвентаря, экипировки спортсменов спортивной сборной команды
  • Организовывать первую помощь
  • Оказывать психологическую поддержку спортсменам спортивной сборной команды
  • Оформлять документы или контролировать правильность оформления документов спортсмена спортивной сборной команды во время специального тренировочного и соревновательного процессов
  • Организовывать жизнедеятельность спортсменов спортивной сборной команды в соответствии с расписанием этапов, занятий, процедур, выступлений, церемоний в составе специального тренировочного и соревновательного процессов
  • Организовывать активный отдых спортсменов спортивной сборной команды в соответствии с режимом дня спортивной сборной команды

Необходимые знания

  • Порядок сопровождения спортсменов спортивной сборной команды на тренировочные и соревновательные мероприятия
  • Нормативные требования к социальному и бытовому обслуживанию спортсменов спортивной сборной команды
  • Регламент специального тренировочного мероприятия, официального спортивного соревнования, расписание отдельных этапов, занятий, процедур, выступлений, церемоний спортивной сборной команды
  • Теория и методика адаптивной физической культуры
  • Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
  • Биомеханика спорта
  • Физиология и биохимия
  • Гигиена физической культуры
  • Анатомия человека
  • Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
  • Методики и методы спортивной тренировки в избранном виде адаптивного спорта (спортивной дисциплине)
  • Порядок проведения врачебного контроля и допинг-контроля
  • Основы организации первой помощи
  • Правила вида адаптивного спорта
  • Система и правила соревнований в адаптивном спорте (спортивной дисциплине)
  • Средства, формы и методы проведения активного отдыха инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Гигиенические основы физического воспитания
  • Антидопинговые правила
  • Права и обязанности спортсмена спортивной сборной команды при осуществлении процедуры допинг-контроля
  • Техники комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) реабилитации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Правила эксплуатации и обслуживания технических средств реабилитации инвалида
  • Порядок документального оформления передвижения инвалидов, лиц с ограниченными возможностями разными видами транспорта
  • Правила этики и деонтологии в сфере взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Специфика развития интересов и потребностей спортсменов высокой квалификации в адаптивном спорте

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

3.3 Трудовая функция
Предупреждение травматизма и использования допинга среди спортсменов спортивной сборной команды

Трудовые действия

  • Анализ актуальных тенденций в российском и международном антидопинговом законодательстве, инновационных подходов к противодействию использования допинга
  • Формирование базы передового опыта в области профилактики травматизма в виде (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
  • Проведение со спортсменами спортивной сборной команды инструктажа по технике безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в соревновательном процессе
  • Контроль технической исправности спортивных объектов, спортивного и специализированного оборудования и инвентаря, технических средств реабилитации до начала тренировок и соревнований, проводимых с участием спортсменов спортивной сборной команды
  • Контроль возникновения опасных ситуаций и угроз здоровью, жизни спортсменам спортивной сборной команды во время их участия в тренировочном и соревновательном процессе, принятие мер к минимизации и нейтрализации угроз
  • Анализ со спортсменами спортивной сборной команды неблагоприятных факторов, способствующих возникновению травм и заболеваний, разбор последствий влияния факторов травматизма
  • Разъяснение спортсменам спортивной сборной команды санкционных, юридических и репутационных последствий использования или попытки использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в виде (спортивной дисциплине) адаптивного спорта, последствий отказа спортсмена от явки на взятие пробы, неявки спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонения спортсмена иным образом от взятия пробы; уклонения спортсмена от взятия у него проб во внесоревновательный период
  • Разъяснение спортсменам спортивной сборной команды порядка допинг-контроля, оформления разрешения на терапевтическое использование запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода в соответствии со стандартом всемирной антидопинговой организации по терапевтическому использованию запрещенных субстанций

Необходимые умения

  • Взаимодействовать со спортсменами спортивной сборной команды с учетом нравственных и деонтологических норм
  • Изучать и систематизировать информацию по вопросам профилактики травматизма, недопустимости применения допинговых средств и методов в адаптивном спорте
  • Обеспечивать применение спортсменами спортивной сборной команды безопасных методов и приемов при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в соревнованиях
  • Выявлять причины несоблюдения правил техники безопасности, его влияние на спортивные результаты, функциональное состояние и здоровье спортсменов спортивной сборной команды
  • Выявлять угрозы и оценивать степень опасности внешних и внутренних факторов, оперативно реагировать на нештатные ситуации в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, сопровождения спортсменов спортивной сборной команды и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности последних
  • Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря, технических средств реабилитации
  • Формировать осведомленность о ключевых положениях антидопинговых правил, формировать культуру нетерпимости к допингу спортсменов спортивной сборной команды
  • Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

Необходимые знания

  • Основы организации здорового образа жизни
  • Биомеханика спорта
  • Физиология и биохимия
  • Гигиена физической культуры
  • Анатомия человека
  • Национальный план борьбы с допингом в спорте
  • Биологический паспорт спортсмена
  • Технологии тестирования антидопинговой организации
  • Информационная система сбора и хранения данных допинг-контроля, система проверки лекарственных средств на наличие в их составе запрещенных в спорте субстанций, а также на возможные запрещенные методы их применения
  • Система медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации
  • Антидопинговые правила
  • Права и обязанности спортсмена при прохождении допинг-контроля
  • Основные виды нарушений антидопинговых правил, санкционные, юридические и репутационные последствия нарушения антидопинговых правил
  • Безопасные методы и приемы выполнения работ на спортивных объектах
  • Правила безопасного использования спортивного и специализированного оборудования и инвентаря, технических средств реабилитации, техники безопасности при выполнении упражнений, участии в соревновательном процессе
  • Методы сбора, систематизации и обработки информации
  • Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания медицинской помощи
  • Правила эксплуатации и обслуживания технических средств реабилитации инвалидов
  • Методы общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств
  • Этические нормы в области спорта

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Скачайте полный проф.стандарт по кнопкам ниже: