Общие сведения
Код: 02.074Основная цель вида профессиональной деятельности
Группа занятий
Отнесение к видам экономической деятельности
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Президент Рошаль Л. М.
Характеристика обобщенных трудовых функций
Возможные наименования должностей, профессий
- Медицинская сестра - специалист по оказанию медицинской помощи обучающимся
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование - бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование- программы повышения квалификации по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся
Требования к опыту практической работы
- -
Особые условия допуска к работе
- Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности (направлению подготовки) «Сестринское дело (бакалавриат)»
- Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований),
- Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью
Другие характеристики
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:
- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации);
- формирование профессиональных навыков через наставничество;
- стажировка;
- использование дистанционных образовательных технологий (образовательные порталы и вебинары);
- тренинги в симуляционных центрах;
- участие в конгрессных мероприятиях
Соблюдение врачебной тайны, этики и деонтологии в работе с обучающимися, их законными представителями, с коллегами
Соблюдение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регулирующих медицинскую деятельность
Дополнительные характеристики
Трудовые действия
- Организация проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся, в том числе в целях раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, туберкулеза
- Проведение скрининг-обследования состояния здоровья обучающихся, в том числе с использованием аппаратно-программного комплекса для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма с целью раннего выявления нарушений здоровья, в том числе школьно-обусловленных болезней и состояний
- Выявление распространенности среди обучающихся факторов риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний (избыточная масса тела, низкая двигательная активность, повышенное артериальное давление, курение, употребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ), девиантных форм поведения
- Обеспечение передачи информации об обучающихся и семьях, отнесенных к группам социального риска, в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники (детского отделения поликлиники), в органы опеки и попечительства
Необходимые умения
- Организовывать профилактические медицинские осмотры обучающихся
- Разрабатывать индивидуальный план профилактических и оздоровительных мероприятий обучающегося с учетом результатов профилактических осмотров, группы здоровья, медицинской группы для занятий физкультурой
- Выявлять у обучающихся факторы риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний, в том числе повышенное артериальное давление, избыточную массу тела и ожирение, низкую двигательную активность, курение, употребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, а также выявлять несовершеннолетних с девиантными формами поведения
- Формировать группы несовершеннолетних повышенного медико-социального риска здоровью для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья, физического и психического развития
- Собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья обучающихся по данным профилактических медицинских осмотров, обращаемости в медицинский кабинет образовательной организации, медицинской документации, поступившей в медицинский кабинет образовательной организации, по результатам анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся
- Интерпретировать результаты профилактических медицинских осмотров обучающихся, включая результаты скрининг-обследования и данные лабораторных и инструментальных методов исследований, для использования их в профилактической работе
- Проводить скрининг-обследование состояния здоровья обучающихся по базовой скрининговой программе, интерпретировать полученные результаты
- Проводить скрининг-обследование обучающихся, в том числе:- выявлять нарушения осанки визуальным методом; - проводить плантографию;- измерять артериальное давление, частоту пульса и дыхания;- измерять массу и длину тела, окружность грудной клетки;- определять силу мышц кисти;- определять остроту зрения;- выявлять предмиопию (с помощью теста Малиновского);- выявлять нарушения бинокулярного зрения (с помощью теста Рейнеке);- выявлять нарушения остроты слуха;- проводить экспресс-оценку содержания сахара и белка в моче
- Осуществлять взятие биологического материала для экспресс-оценки (на содержание сахара и белка в моче) при проведении скрининг-обследования обучающихся
- Вести медицинскую документацию в процессе проведения профилактических осмотров и скрининг-обследования обучающихся
- Управлять аппаратно-программным комплексом, применяемым для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов
- Хранить, вести учет, пополнять запас медицинских изделий и лекарственных препаратов
- Проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию медицинских изделий
- Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами
Необходимые знания
- Анатомические, физиологические особенности обучающихся в зависимости от возраста и пола, основные закономерности физического, психического развития несовершеннолетних
- Основы формирования здоровья детей и подростков
- Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях
- Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних
- Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
- Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза
- Порядок прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях
- Порядок направления обучающегося в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний
- Факторы риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний (в том числе, повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, низкая двигательная активность), немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, употребления алкоголя, табака и других психоактивных веществ, а также девиантных форм поведения, суицидального поведения и методы их выявления
- Нормативные показатели физического развития и полового созревания в зависимости от возраста
- Клинические проявления часто встречающихся заболеваний и (или) состояний у обучающихся в зависимости от возраста
- Клинические проявления часто встречающихся школьно-обусловленных нарушений здоровья (невротические и астенические реакции, близорукость, нарушения осанки и сколиоз, уплощение стоп и плоскостопие, синдром вегетативной дисфункции, повышенное и пониженное артериальное давление, носовое кровотечение, пре- и синкопальное состояния), заболеваний и (или) состояний органов пищеварения, эндокринной системы и обмена веществ, острых респираторных вирусных инфекций, травм у обучающихся в зависимости от возраста
- Значения показателей общего анализа мочи, клинического анализа крови, анализа кала на яйца глистов в норме для разных возрастных групп обучающихся
- Медицинские изделия, применяемые для обследования состояния здоровья обучающихся, и правила их применения
- Скрининговые программы контроля за состоянием здоровья обучающихся
- Принцип работы с аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма
- Документация, в том числе анкеты и тесты, применяемые при проведении скрининг-обследования обучающихся
- Принципы формирования групп обучающихся по риску развития заболеваний (состояний)
- Правила хранения, учета, пополнения запаса медицинских изделий
- Правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментария
- Правила асептики и антисептики
- Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-Трудовые действия
- Разработка и проведение совместно с обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками и их представителями (далее - участники образовательных отношений) мероприятий по реализации программ профилактики хронических неинфекционных заболеваний, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, употребления алкоголя, табака и психоактивных веществ
- Организация и проведение профилактических и оздоровительных мероприятий в условиях образовательной организации с привлечением медицинских работников центров здоровья, центров медицинской профилактики на основе индивидуальных планов профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом групп здоровья и медицинских групп для занятия физической культурой
- Информирование участников образовательных отношений по вопросам формирования здорового образа жизни обучающихся, профилактики хронических неинфекционных заболеваний и их обострений, профилактики школьно-обусловленных заболеваний, а также по вопросам безопасности поведения, в том числе в социальных сетях, в информационно-коммуникационной сети «Интернет»
- Организация и проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям
- Гигиеническое воспитание и обучение, санитарно-гигиеническое просвещение участников образовательных отношений по наиболее распространенным заболеваниям и (или) состояниям обучающихся
- Проведение просветительных программ по подготовке обучающихся к созданию семьи, правильному репродуктивному поведению, по предупреждению у несовершеннолетних раннего начала половой жизни, заболеваний, передающихся половым путем, вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) / синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД)
- Передача уполномоченным лицам сведений о выявлении девиантных и асоциальных форм поведения обучающихся (алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение, уход в бродяжничество, вовлечение в преступную деятельность)
- Оценка эффективности профилактических мероприятий для обучающихся по результатам скрининг-обследований и профилактических осмотров, статистики обращений в медицинский кабинет образовательной организации за медицинской помощью; показателям травматизма в образовательной организации
- Подготовка предложений по созданию безопасных условий обучения, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся в образовательной организации
- Проведение профессиональной медицинской ориентации обучающихся
Необходимые умения
- Разрабатывать и проводить просветительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся; формировать у обучающихся поведение, направленное на здоровый образ жизни; оценивать знания обучающихся по вопросам здорового образа жизни
- Информировать участников образовательных отношений по вопросам профилактики школьно-обусловленных и хронических неинфекционных заболеваний и их обострений, а также по вопросам безопасности поведения, в том числе в социальных сетях, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
- Проводить гигиеническое обучение, санитарно-гигиеническое просвещение родителей, администрации, педагогических и технических работников образовательных организаций, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся
- Разрабатывать программы подготовки и проводить мероприятия по подготовке обучающихся к созданию семьи; обучению правильному репродуктивному поведению; предупреждению у несовершеннолетних раннего начала половой жизни, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции / СПИД
- Разрабатывать и проводить программы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, употребления алкоголя, табака и психоактивных веществ
- Организовывать и проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях, в том числе при возникновении очага инфекции
- Извещать территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении
- Организовывать и проводить в условиях образовательной организации профилактические и оздоровительные мероприятия на основе индивидуальных планов профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом групп здоровья и медицинских групп для занятия физической культурой
- Проводить мероприятия по иммунопрофилактике инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с нормативными правовыми актами
- Применять лекарственные препараты, в том числе иммунобиологические, медицинские изделия
- Хранить, вести учет, пополнять запас медицинских изделий и лекарственных препаратов, а также организовывать эти процессы
- Проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию медицинских изделий
- Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами
Необходимые знания
- Общие вопросы организации медицинской помощи детскому населению
- Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, нормативные правовые акты и документы, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинских работников
- Приоритетные направления развития системы здравоохранения и образования Российской Федерации; законодательство Российской Федерации в области здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе детского
- Этиология, патогенез, факторы риска, профилактика часто встречающихся заболеваний, состояний, функциональных отклонений у обучающихся в зависимости от возраста, влияние образовательной деятельности на функциональное состояние организма и состояние здоровья обучающихся
- Принципы и методы мониторинга факторов риска развития неинфекционных и инфекционных заболеваний; поведения, опасного для здоровья обучающихся
- Принципы и методы проведения профилактических и оздоровительных мероприятий для обучающихся с учетом групп здоровья и медицинских групп для занятия физической культурой
- Принципы, формы и методы гигиенического воспитания и обучения, санитарно-гигиенического просвещения участников образовательных отношений
- Противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях при возникновении очага инфекции
- Особенности специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний
- Методы применения иммунобиологических лекарственных препаратов
- Национальный календарь профилактических прививок, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории обучающихся, подлежащих обязательной вакцинации
- Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок
- Правила хранения и транспортировки иммунобиологических лекарственных препаратов
- Правила хранения, учета, пополнения запаса медицинских изделий и лекарственных препаратов
- Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в условиях образовательной организации
- Правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментария
- Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами
- Основы безопасности поведения, в том числе в социальных сетях, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-Трудовые действия
- Идентификация и оценка выраженности факторов риска для здоровья обучающихся, определяемых условиями обучения и воспитания в образовательных организациях
- Контроль за использованием технических средств обучения и воспитания в образовательных организациях
- Оценка влияния факторов риска для здоровья обучающихся, определяемых условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, на состояние здоровья обучающихся и их качество жизни
- Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения с учетом групп здоровья обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
- Организация и проведение противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях при возникновении очага инфекции
- Извещение территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении
- Выполнение работы по составлению программы производственного контроля, анализ его результатов
Необходимые умения
- Осуществлять контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания, обучения, питания, физического воспитания, трудового обучения с учетом групп здоровья и потребностей обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
- Выявлять и оценивать факторы риска для здоровья обучающихся, определяемые условиями обучения и воспитания
- Проводить оценку технических средств обучения и воспитания в образовательных организациях на их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации и технического регулирования
- Оценивать напряженность учебной деятельности
- Организовывать и проводить противоэпидемические (профилактические мероприятия) по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях при возникновении очага инфекции
- Извещать территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении
- Проводить работу по профилактике травматизма в образовательных организациях
- Осуществлять контроль за составлением программы производственного контроля в образовательных организациях
- Проводить анализ результатов производственного контроля в образовательных организациях
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Основные факторы риска для здоровья обучающихся, определяемые условиями обучения и воспитания в образовательных организациях
- Роль факторов учебной среды и образовательного процесса в формировании функционального состояния организма и здоровья обучающихся
- Основы гигиены образовательной деятельности, трудового воспитания и гигиены питания детей и подростков в образовательных организациях
- Гигиеническая оценка использования технических средств обучения, в том числе электронных
- Методы контроля выполнения санитарно-эпидемиологических требований в условиях образовательных организаций
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания, питания, физического воспитания, трудового обучения обучающихся с учетом групп здоровья обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
- Факторы риска развития неинфекционных и инфекционных заболеваний
- Противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях при возникновении очага инфекции
- Принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов учебной среды и образовательного процесса на здоровье обучающихся
- Основы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в общеобразовательных организациях
- Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в условиях образовательной организации
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-Трудовые действия
- Составление плана работы и отчета о своей работе
- Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа
- Анализ основных медико-статистических показателей состояния здоровья обучающихся в образовательной организации, в том числе результатов скрининг-обследований обучающихся, результатов профилактических медицинских осмотров, пропусков занятий обучающимися, статистики обращений в медицинский кабинет образовательной организации, травматизма в образовательной организации
- Организация деятельности специалистов со средним медицинским образованием, находящихся в подчинении
- Контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом
Необходимые умения
- Составлять план работы и отчет о своей работе
- Анализировать основные медико-статистические показатели обучающихся в образовательной организации
- Вести и хранить медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, контролировать качество ее ведения
- Оформлять, хранить и предоставлять справочно-информационные служебные документы
- Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну
- Осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом
- Использовать в своей работе информационные системы в сфере здравоохранения и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»
Необходимые знания
- Правила оформления медицинской документации, в том числе в форме электронного документа
- Должностные обязанности медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в образовательных организациях
- Правила работы в информационно-аналитических системах и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
- Требования пожарной безопасности, охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии, правила внутреннего трудового распорядка
- Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-Трудовые действия
- Распознавание состояния здоровья обучающегося, требующего оказания ему медицинской помощи в неотложной форме
- Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи
- Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в неотложной форме
- Направление обучающегося при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой он находится
- Вызов бригады скорой медицинской помощи для медицинской эвакуации в медицинскую организацию обучающегося, нуждающегося в оказании медицинской помощи в неотложной форме
- Получение информированного согласия родителей (законных представителей) обучающегося на оказание медицинской помощи в неотложной форме
- Информирование родителей (законных представителей) обучающегося об оказанной медицинской помощи в неотложной форме
Необходимые умения
- Распознавать состояние здоровья обучающегося, которое требует оказания медицинской помощи в неотложной форме
- Оценивать состояние здоровья обучающихся, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме
- Оказывать первичную доврачебную медико-санитарную помощь в неотложной форме обучающимся
- Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в неотложной форме
- Действовать с соблюдением правил асептики и антисептики
- Направлять обучающегося при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится обучающийся
Необходимые знания
- Клиническая картина, методы диагностики заболеваний, травм, состояний, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме, с учетом возрастных групп обучающихся
- Методики сбора жалоб и анамнеза, физикальных обследований (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
- Правила оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи в неотложной форме обучающимся
- Правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментария
- Правила получения информированного согласия родителей (законных представителей) обучающегося на оказание медицинской помощи в неотложной форме
- Правила информирования законных представителей обучающихся об оказанной медицинской помощи в неотложной форме
- Технологии выполнения простых медицинских услуг, применяемые при оказании медицинской помощи в неотложной форме
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
-Трудовые действия
- Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме
- Вызов бригады скорой медицинской помощи и оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу их жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) до приезда бригады скорой медицинской помощи
- Проведение мероприятий базовой сердечно-лёгочной реанимации
- Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме
- Информирование родителей (законных представителей) обучающегося об оказанной медицинской помощи в экстренной форме и госпитализации обучающегося
Необходимые умения
- Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме
- Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации
- Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу их жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)
- Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме
Необходимые знания
- Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания
- Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей)
- Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации, включая дефибрилляцию
- Правила информирования законных представителей обучающихся об оказанной медицинской помощи в экстренной форме и госпитализации обучающегося
- Технологии выполнения медицинских услуг, применяемые при оказании медицинской помощи в экстренной форме
Требования к опыту практической работы
Требований нет