Общие сведения
Код: 01.006Обучение вождению транспортных средств (далее - ТС) соответствующих категорий и подкатегорий
Основная цель вида профессиональной деятельности
Обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Группа занятий
2320.
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
Отнесение к видам экономической деятельности
85.30
Обучение профессиональное
Функциональная карта вида профессиональной деятельности
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
A
Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
6
Наименование
Код
Уровень квалификации
A/01.6
Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
6
A/02.6
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
6
A/03.6
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся
6
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Ответственная организация-разработчик: ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», город Москва
Проректор по научной работе Жанказиев Султан Владимирович
Проректор по научной работе Жанказиев Султан Владимирович
1
АНО ДПО «Объединенный научно-методический центр», Московская область, поселок Красково
2
Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей «Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей», город Москва
3
ФАУ «Отраслевой научно-методический центр» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, поселок Красково
Характеристика обобщенных трудовых функций
1. Обобщенная трудовая функция «Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий»
Возможные наименования должностей, профессий
- Мастер производственного обучения
Требования к образованию и обучению
- Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
- или
- Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории
Требования к опыту практической работы
- -
Особые условия допуска к работе
- Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
- Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
- Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
- Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории
- Прохождение инструктажа по охране труда
Другие характеристики
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Наличие стажа управления ТС не менее трех лет
Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Мастер производственного обучения
ОКСО 2016
6.44.02.06
Профессиональное обучение (по отраслям)
ОКПДТР
23962
Мастер производственного обучения
1.1 Трудовая функция
Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Трудовые действия
- Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению практических занятий
- Проведение инструктажа по основным правилам безопасности ТС
- Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации
- Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии)
- Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
- Практическое обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
- Проведение практических занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории
- Контроль соблюдения обучающимися правил дорожного движения при обучении на специализированной площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения по дорогам общего пользования
Необходимые умения
- Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации
- Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом
- Измерять параметры электрической цепи автомобиля
- Проводить инструктажпо основным правилам безопасности ТС с обучающимися
- Безопасно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения
- Проводить обучение, предусмотренное рабочей программой учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, разработанной в соответствии с примерной или типовой основной программой профессионального обучения водителей ТС
- Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:- специфики осваиваемой профессии;- задач занятия (цикла занятий); - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей)
- Демонстрировать способы и приемы управления ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения
- Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнению ими практических заданий (упражнений) по управлению ТС
- Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности обучающихся и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие)
- Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие при практических занятиях с обучающимися в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения
- Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и применять средства индивидуальной защиты
- Оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения
- Анализировать проведение занятий, вносить коррективы в процесс обучения
Необходимые знания
- Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса
- Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам СПО)
- Требования примерных или типовых основных программ профессионального обучения и рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
- Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Требования, предъявляемые профессией водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии
- Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
- Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей
- Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
- Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
- Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях дорожного движения
- Требования охраны труда на автотранспорте
- Классификация и номенклатура опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, методы и средства защиты от них
- Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения
- Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
1.2 Трудовая функция
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Трудовые действия
- Оценка первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
- Оценка навыков управления транспортным средством соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
Необходимые умения
- Применять современные оценочные средства, в том числе технические средства контроля, для проверки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
- Проводить проверку в соответствии с процедурой, установленной оценочными средствами
- Контролировать ход выполнения обучающимся (экзаменуемым) упражнений на закрытой площадке или автодроме, маневров и действий в условиях дорожного движения, подавать команды, фиксировать в экзаменационном листе ошибки и начислять штрафные баллы
- Корректно интерпретировать результаты контроля, выставлять оценку
- Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися (экзаменуемыми) для обеспечения достоверного оценивания, соблюдать нормы педагогической этики
- Анализировать организацию проверки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения при проведении квалификационного экзамена и представлять предложения по его совершенствованию
Необходимые знания
- Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования
- Содержание и методика оценки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
- Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей допуск к управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений, включая:- требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов; - требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам, автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления ТС; - требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению ТС в условиях дорожного движения, и информацию об утвержденных маршрутах
- Этические нормы, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
1.3 Трудовая функция
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся
Трудовые действия
- Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
- Планирование занятий по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
- Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся
Необходимые умения
- Разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета в соответствии с примерной или типовой программой, планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) и (или) методистом) с учетом:- порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании;- требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, запросов работодателей;- образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);- роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и(или) образовательной программой;- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;- современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Подбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, материалы, необходимые для обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
- Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося
- Разрабатыватьрабочую программу учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, обсуждать с преподавателями вопросы, возникающие по разрабатываемым документам
- Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий» и успеваемости обучающихся
Необходимые знания
- Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
- Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и(или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)
- Основы законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения и меры ответственности за его нарушение
- Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
- Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам СПО)
- Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
- Требования профессиональных стандартов и квалификационные характеристики водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Требования к современным учебникам, учебным пособиям и методическим материалам в области практического обучения
- Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
- Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
- Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
- Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
- Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующих категорий и подкатегорий в различных условиях дорожного движения
- Требования охраны труда на автотранспорте
- Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Другие специальности:
- Специалист по производству глинозема
- Оператор хранилища отработанного ядерного топлива
- Диспетчер в области охраны лесов
- Специалист по производству изделий из наноструктурированных изоляционных материалов
- Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам
- Специалист по производству специальных сталей, сплавов на вакуумных печах и электрошлаковых установках
- Специалист по моделированию, сбору и анализу данных цифрового следа
- Зубошлифовщик
- Тифлосурдопереводчик
- Специалист электролизного производства алюминия
- Механик по флоту
- Пилот пилотируемого воздушного судна коммерческих воздушных перевозок гражданской авиации
- Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений
- Травильщик
- Специалист по дизайну графических пользовательских интерфейсов
- Машинист подъемника по ремонту, реконструкции и освоению скважин в нефтегазовой отрасли
- Специалист по агромелиорации
- Электролизник расплавленных солей
- Специалист по центровке и загрузке воздушного судна гражданской авиации
- Специалист по платежным услугам
- Оператор раскряжевочной установки
- Руководитель научной организации
- Работник по техническому обслуживанию, ремонту и монтажу контактной сети и линий электропередачи железнодорожного транспорта
- Специалист по производству проектной продукции для объектов использования атомной энергии
- Работник по техническому обслуживанию и ремонтам энергетического оборудования на предприятиях горно-металлургического комплекса