Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 28.09.2018 № 603н
Регистрационный номер:
1215

Общие сведения

Код: 01.006
Обучение вождению транспортных средств (далее - ТС) соответствующих категорий и подкатегорий

Основная цель вида профессиональной деятельности

Обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Группа занятий

2320.
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций

Отнесение к видам экономической деятельности

85.30
Обучение профессиональное
Функциональная карта вида профессиональной деятельности

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
Код
Наименование
Уровень квалификации
A
Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
6
Наименование
Код
Уровень квалификации
A/01.6
Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
6
A/02.6
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
6
A/03.6
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся
6

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ответственная организация-разработчик: ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», город Москва
Проректор по научной работе Жанказиев Султан Владимирович
1
АНО ДПО «Объединенный научно-методический центр», Московская область, поселок Красково
2
Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей «Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей», город Москва
3
ФАУ «Отраслевой научно-методический центр» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, поселок Красково

Характеристика обобщенных трудовых функций

1. Обобщенная трудовая функция «Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий»

Возможные наименования должностей, профессий

  • Мастер производственного обучения

Требования к образованию и обучению

  • Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
  • или
  • Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории

Требования к опыту практической работы

  • -

Особые условия допуска к работе

  • Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
  • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
  • Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
  • Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории
  • Прохождение инструктажа по охране труда

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года

Наличие стажа управления ТС не менее трех лет

Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ЕКС
-
Мастер производственного обучения
ОКСО 2016
6.44.02.06
Профессиональное обучение (по отраслям)
ОКПДТР
23962
Мастер производственного обучения
1.1 Трудовая функция
Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Трудовые действия

  • Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению практических занятий
  • Проведение инструктажа по основным правилам безопасности ТС
  • Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации
  • Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии)
  • Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
  • Практическое обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
  • Проведение практических занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории
  • Контроль соблюдения обучающимися правил дорожного движения при обучении на специализированной площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения по дорогам общего пользования

Необходимые умения

  • Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации
  • Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом
  • Измерять параметры электрической цепи автомобиля
  • Проводить инструктажпо основным правилам безопасности ТС с обучающимися
  • Безопасно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения
  • Проводить обучение, предусмотренное рабочей программой учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, разработанной в соответствии с примерной или типовой основной программой профессионального обучения водителей ТС
  • Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:- специфики осваиваемой профессии;- задач занятия (цикла занятий); - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей)
  • Демонстрировать способы и приемы управления ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения
  • Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнению ими практических заданий (упражнений) по управлению ТС
  • Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности обучающихся и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие)
  • Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие при практических занятиях с обучающимися в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения
  • Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и применять средства индивидуальной защиты
  • Оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения
  • Анализировать проведение занятий, вносить коррективы в процесс обучения

Необходимые знания

  • Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса
  • Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
  • Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам СПО)
  • Требования примерных или типовых основных программ профессионального обучения и рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
  • Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
  • Требования, предъявляемые профессией водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии
  • Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
  • Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
  • Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
  • Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
  • Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей
  • Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
  • Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
  • Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях дорожного движения
  • Требования охраны труда на автотранспорте
  • Классификация и номенклатура опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, методы и средства защиты от них
  • Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения
  • Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

1.2 Трудовая функция
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Трудовые действия

  • Оценка первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
  • Оценка навыков управления транспортным средством соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения

Необходимые умения

  • Применять современные оценочные средства, в том числе технические средства контроля, для проверки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
  • Проводить проверку в соответствии с процедурой, установленной оценочными средствами
  • Контролировать ход выполнения обучающимся (экзаменуемым) упражнений на закрытой площадке или автодроме, маневров и действий в условиях дорожного движения, подавать команды, фиксировать в экзаменационном листе ошибки и начислять штрафные баллы
  • Корректно интерпретировать результаты контроля, выставлять оценку
  • Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися (экзаменуемыми) для обеспечения достоверного оценивания, соблюдать нормы педагогической этики
  • Анализировать организацию проверки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения при проведении квалификационного экзамена и представлять предложения по его совершенствованию

Необходимые знания

  • Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования
  • Содержание и методика оценки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
  • Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей допуск к управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений, включая:- требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов; - требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам, автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления ТС; - требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению ТС в условиях дорожного движения, и информацию об утвержденных маршрутах
  • Этические нормы, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

1.3 Трудовая функция
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся

Трудовые действия

  • Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
  • Планирование занятий по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
  • Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся

Необходимые умения

  • Разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета в соответствии с примерной или типовой программой, планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) и (или) методистом) с учетом:- порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании;- требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, запросов работодателей;- образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);- роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и(или) образовательной программой;- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;- современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
  • Подбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, материалы, необходимые для обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
  • Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося
  • Разрабатыватьрабочую программу учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, обсуждать с преподавателями вопросы, возникающие по разрабатываемым документам
  • Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий» и успеваемости обучающихся

Необходимые знания

  • Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
  • Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и(или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)
  • Основы законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения и меры ответственности за его нарушение
  • Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
  • Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам СПО)
  • Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
  • Требования профессиональных стандартов и квалификационные характеристики водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
  • Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
  • Требования к современным учебникам, учебным пособиям и методическим материалам в области практического обучения
  • Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
  • Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
  • Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
  • Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
  • Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
  • Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
  • Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующих категорий и подкатегорий в различных условиях дорожного движения
  • Требования охраны труда на автотранспорте
  • Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

Требования к опыту практической работы

Требований нет

Другие характеристики

Скачайте полный проф.стандарт по кнопкам ниже: