Общие сведения
Код: 01.011Основная цель вида профессиональной деятельности
Группа занятий
Отнесение к видам экономической деятельности
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
И. о. директора Кравчук Вероника Владимировна
Характеристика обобщенных трудовых функций
Возможные наименования должностей, профессий
- Руководитель (директор, заведующий) образовательной организации
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование - специалитет, магистратура в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление»
- или
- Высшее образование - бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление»
- Высшее образование - бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки»
- Высшее образование - специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) в сфере образования и педагогических наук и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление»
Требования к опыту практической работы
- Не менее пяти лет на педагогических и/или руководящих должностях в дошкольных образовательных организациях или общеобразовательных организациях
Особые условия допуска к работе
- Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
- Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних
- Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
- Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие должности
Другие характеристики
При проведении процедуры аттестации на соответствие должности могут быть учтены результаты независимой оценки квалификации
Отдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной трудовой функции, а также их совокупность в части руководства направлением деятельности или решением отдельных управленческих задач могут выполняться лицами, занимающими должности заместителя руководителя в порядке делегирования им полномочий и распределения обязанностей
Дополнительные характеристики
Трудовые действия
- Планирование результатов реализации образовательных программ и осуществления образовательной деятельности образовательной организации
- Организация разработки/корректировки, утверждения образовательных программ дошкольного образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования, примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также дополнительных общеразвивающих программ, с учетом образовательных потребностей, способностей детей, этнокультурной ситуации их развития и обеспечения преемственности дошкольного образования с начальным общим образованием
- Руководство деятельностью по реализации образовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ, в том числе в сетевой форме
- Установление предельной наполняемости и режимов работы групп обучающихся образовательной организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, индивидуальных, возрастных особенностей и состояния здоровья детей
- Организация коррекционной работы и инклюзивного образования
- Формирование системы выявления, поддержки и развития индивидуальных талантов и базовых способностей обучающихся
- Руководство деятельностью по созданию в образовательной организации условий социализации и индивидуализации развития обучающихся
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
- Руководство деятельностью по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся
- Руководство формированием системы методического и организационно-педагогического обеспечения реализации образовательной деятельности
- Организация методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам образования
- Организация разработки и функционирования внутренней системы оценки качества образования
- Организация реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым, финансовым, материально-техническим, психолого-педагогическим, информационно-методическим условиям реализации образовательных программ
- Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся и работников дошкольной образовательной организации в процессе реализации образовательной деятельности
Необходимые умения
- Планировать результаты реализации образовательных программ дошкольной образовательной организации (далее - ДОО)
- Обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образовательных программ дошкольного и начального общего образования при программировании содержания образовательной деятельности
- Определять перечень образовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ, формы организации обучения и воспитания, основываясь на социальных запросах участников образовательных отношений, возможностях детей, педагогического коллектива и требованиях к содержанию, условиям и результатам реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО
- Организовывать разработку/корректировку образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО, с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования, примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования детей с ОВЗ, а также дополнительных общеразвивающих программ, с учетом образовательных потребностей, способностей детей, этнокультурной ситуации их развития и обеспечения преемственности дошкольного образования с начальным общим образованием
- Обеспечивать вариативность образовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников
- Определять предельную наполняемость и режимы работы групп обучающихся образовательной организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, индивидуальных, возрастных особенностей и состояния здоровья детей
- Управлять деятельностью по реализации образовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ, в том числе в сетевой форме
- Организовывать коррекционную работу и инклюзивное образование детей с ОВЗ и обучающихся, испытывающих затруднения в освоении основной образовательной программы дошкольного образования
- Формировать систему выявления, поддержки и развития индивидуальных талантов и базовых способностей обучающихся
- Анализировать деятельность и результаты реализации образовательных программ
- Выполнять коррекцию организации образовательной деятельности
- Организовывать при реализации образовательных программ обеспечение условий социализации и индивидуализации развития обучающихся для их воспитания в соответствии с духовно-нравственными, социокультурными ценностями и принятыми в обществе правилами поведения
- Реализовывать требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, в том числе в сетевой форме
- Организовывать систему деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в рамках реализации образовательных программ ДОО
- Осуществлять организационно-методическое сопровождение деятельности по реализации образовательных программ
- Организовывать методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей
- Организовывать мероприятия в рамках реализации внутренней системы оценки качества образования
- Применять в профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие разработку и реализацию образовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ
- Обеспечивать требования к реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
- Обеспечивать соблюдение требований к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым и материально-техническим условиям в соответствии с ФГОС ДО при организации образовательной деятельности в образовательной организации, в том числе в сетевой форме
- Руководить деятельностью по созданию в образовательной организации условий социализации и индивидуализации развития обучающихся
- Организовывать работу по учету национально-культурных, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
- Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся и работников ДОО в процессе образовательной деятельности
- Обеспечивать защиту прав обучающихся и других участников образовательных отношений
- Контролировать реализацию образовательной деятельности в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО
- Обеспечивать реализацию образовательных программ и деятельность организации в период введения чрезвычайного положения, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации
Необходимые знания
- Направления и тенденции развития дошкольного образования в Российской Федерации и в мировом образовательном пространстве
- Основы возрастной психологии и педагогики детей дошкольного возраста
- Основы практической психологии, необходимые для руководства образовательной деятельностью, включая вопросы возрастного и профессионального развития, психологии личности и групп
- Принципы, методы и технологии разработки, анализа и реализации образовательных программ
- Образовательные теории, технологии и средства обучения и воспитания, границы и возможности их использования в дошкольном образовании
- Примерные образовательные программы дошкольного образования
- Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования детей с ОВЗ
- Основы физиологии и гигиены детей дошкольного возраста
- Основы менеджмента в сфере дошкольного образования
- Подходы, методы и инструменты мониторинга и оценки качества образования
- Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка (далее - Конвенция ООН), законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципального района / городского округа в сфере дошкольного образования
- ФГОС ДО
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, относящиеся к деятельности ДОО
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Трудовые действия
- Планирование комплекса мероприятий по присмотру и уходу за детьми в ДОО
- Обеспечение специальных условий для присмотра и ухода за детьми с ОВЗ, учитывающих особенности их психофизического развития
- Организация и контроль работы системы питания в ДОО
- Руководство формированием развивающей социокультурной среды ДОО, соответствующей индивидуальным возрастным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся
- Руководство формированием системы методического обеспечения присмотра и ухода за детьми в ДОО
- Управление формированием и функционированием системы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся и работников ДОО, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе организация медицинского сопровождения обучающихся
- Обеспечение реализации требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к инфраструктуре, инвентарю, информационно-технологическому и материально-техническому обеспечению ДОО
- Контроль и коррекция соблюдения санитарных и гигиенических правил и требований работниками ДОО
Необходимые умения
- Планировать комплекс мероприятий по присмотру и уходу за детьми в ДОО
- Организовывать группы присмотра и ухода за детьми в соответствии с учредительными документами ДОО
- Обеспечивать специальные условия для присмотра и ухода за детьми с ОВЗ, учитывающие особенности их психофизического развития
- Организовывать и контролировать систему питания в ДОО
- Организовывать систему медицинского сопровождения обучающихся
- Организовывать систему охраны и сохранения здоровья обучающихся
- Управлять формированием и развитием развивающей социокультурной среды ДОО, соответствующей индивидуальным возрастным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся
- Руководить формированием системы методического обеспечения присмотра и ухода за детьми в ДОО
- Управлять формированием и функционированием системы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся и работников ДОО, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе организация медицинского сопровождения обучающихся
- Организовывать работы по реализации требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к инфраструктуре, инвентарю, информационно-технологическому и материально-техническому обеспечению ДОО
- Осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в ДОО
- Организовывать ведение учета и отчетности по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля
- Организовывать оказание первой помощи пострадавшим
Необходимые знания
- Конвенция ООН, законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципального района или городского округа сфере дошкольного образования
- Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное, административное, трудовое, антикоррупционное законодательство Российской Федерации, требования охраны труда в части, регулирующей деятельность ДОО
- Основы менеджмента в сфере дошкольного образования
- Основы возрастной психологии и педагогики детей дошкольного возраста
- Основы физиологии и гигиены детей дошкольного возраста
- Принципы соблюдения здорового образа жизни
- Нормы профессиональной этики педагогических работников
- Процедуры производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в ДОО
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
- Основы делопроизводства в ДОО
- Способы и техники оказания первой помощи больным и пострадавшим
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Трудовые действия
- Руководство ДОО на основе принципов государственно-общественного управления, включая формирование и поддержку коллегиальных органов управления ДОО с привлечением представителей участников образовательных отношений
- Управление разработкой, актуализацией и утверждением локальных нормативных актов ДОО
- Организация приема, перевода обучающихся в ДОО и их отчисления
- Планирование, координация и контроль деятельности структурных подразделений ДОО
- Руководство административной, финансовой и хозяйственной деятельностью в соответствии с учредительными документами ДОО
- Управление деятельностью по привлечению и контролю использования финансовых ресурсов
- Организация подготовки отчетности о деятельности ДОО, анализ данных отчетов и коррекция на этой основе деятельности ДОО
- Обеспечение реализации кадровой политики, осуществление подбора и расстановка кадров в соответствии с уставом ДОО
- Формирование и поддержка организационной культуры ДОО
- Управление имущественным комплексом ДОО и его развитием
- Обеспечение информационной открытости и доступности ДОО
- Организация доступной и безопасной среды в ДОО
- Обеспечение комплексной безопасности ДОО
Необходимые умения
- Управлять образовательной организацией на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, формировать и поддерживать коллегиальные органы управления ДОО с привлечением представителей участников образовательных отношений
- Применять в профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие деятельность ДОО, разрабатывать соответствующие локальные нормативные акты
- Осуществлять мониторинг, анализ, оценку и контроль эффективности и результативности деятельности ДОО и принимать управленческие решения по коррекции деятельности ДОО
- Организовывать систему приема, перевода обучающихся в ДОО и их отчисления
- Обеспечивать исполнение локальных нормативных актов ДОО по организации и осуществлению образовательной деятельности
- Планировать, координировать и контролировать деятельность структурных подразделений и работников ДОО
- Формировать организационную структуру, штатное расписание, планировать потребность в кадрах, организовывать их подбор, прием на работу, допуск к работе, определять должностные обязанности
- Формировать систему мотивации и условия для профессионального развития педагогических и иных работников ДОО, включая дополнительное профессиональное образование
- Организовывать аттестацию работников на соответствие занимаемой должности
- Формировать фонд оплаты труда и обеспечивать своевременную выплату заработной платы, пособий и иных выплат работникам ДОО
- Формировать документы финансового и управленческого учета, обеспечивать согласование статей бюджета в соответствии с программой развития ДОО
- Организовывать и контролировать контрактную, договорную и претензионную деятельность
- Реализовывать меры по предупреждению коррупции в образовательной организации
- Организовывать системную административно-хозяйственную работу ДОО
- Контролировать административно-хозяйственную и финансовую деятельность ДОО
- Организовывать систему делопроизводства и документооборота ДОО
- Организовывать ведение отчетности по деятельности ДОО и ее представление заинтересованным сторонам
- Организовывать работу по защите персональных данных обучающихся и работников ДОО
- Управлять развитием имущественного комплекса ДОО и обеспечением сохранности имущества, средств обучения и воспитания, оборудования и инвентаря
- Управлять обеспечением безопасной эксплуатации инженерно-технических коммуникаций, оборудования и инфраструктуры ДОО
- Организовывать обеспечение энергосбережения и энергетической эффективности здания ДОО
- Обеспечивать реализацию требований к комплексной безопасности, антитеррористической и противокриминальной защищенности ДОО
- Обеспечивать соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда в ДОО
- Обеспечивать реализацию требований к технологическим (аппаратным и программным), информационным и организационным ресурсам ДОО для развития информационной образовательной среды
- Использовать в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении ДОО
- Организовывать оказание первой помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях
- Владеть навыками оказания первой помощи больным и пострадавшим
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципального района / городского округа в сфере дошкольного образования
- Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное, административное, трудовое, антикоррупционное законодательство Российской Федерации, требования охраны труда в части, регулирующей деятельность ДОО
- Принципы и модели государственно-общественного управления образовательными организациями
- Основы стратегического планирования образовательных систем
- Основы менеджмента в образовании
- Основы управления проектами в образовании
- Профессиональные стандарты, характеризующие квалификацию, необходимую для осуществления педагогической и иной профессиональной деятельности (с учетом реализуемых организацией образовательных программ), нормативные правовые основы и методика их применения в управлении персоналом ДОО
- Основы управления персоналом, включая основы нормирования труда, оценки и мотивации персонала, организацию оплаты и охраны труда
- Основы психологии личности и групп
- Нормы профессиональной этики педагогических работников
- Нормы / правила делового этикета и служебного поведения
- Нормативные документы и стандарты в области охраны здоровья обучающихся, охраны труда и здоровья работников ДОО
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, относящиеся к деятельности ДОО
- Строительные нормы и правила (далее - СНиП), относящиеся к ДОО
- Теория и практика финансирования дошкольного образования
- Принципы бюджетирования и контроля расходов в ДОО
- Основы бухгалтерского учета, финансового анализа и экономического планирования в ДОО
- Основы контрактной системы закупок в ДОО
- Порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров в ДОО
- Основы делопроизводства и документооборота (в том числе электронного) в ДОО
- Требования к информационной образовательной среде ДОО
- Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении ДОО
- Нормы и правила комплексной безопасности, антитеррористической и противокриминальной защищенности ДОО
- Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи больным и пострадавшим
- Способы и техники оказания первой помощи больным и пострадавшим
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Трудовые действия
- Руководство развитием ДОО с учетом правовых норм законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов муниципального района / городского округа Российской Федерации
- Прогнозирование количественных и качественных параметров развития ДОО с учетом социально-экономических и этнокультурных аспектов среды
- Руководство разработкой программы развития ДОО совместно с коллегиальными органами управления
- Организация оценки ресурсов и возможных источников их привлечения, ограничений и рисков реализации программы развития ДОО
- Планирование образовательной, организационно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности ДОО в соответствии с учредительными документами ДОО и программой развития ДОО
- Управление реализацией программы развития ДОО, ее ресурсное обеспечение, координация деятельности участников образовательных отношений
- Обеспечение условий для разработки, апробации и внедрения образовательных инициатив и инноваций
- Организация проведения самообследования ДОО
- Обеспечение информационной открытости и доступности ДОО, в том числе организация работы официального сайта ДОО
- Контроль и оценка результативности и эффективности реализации программы развития ДОО
- Представление публичной отчетности о состоянии и перспективах развития ДОО
- Реализация государственной политики в сфере цифровой трансформации образовательной организации и развития цифровой образовательной среды
Необходимые умения
- Анализировать опыт развития дошкольных организаций, тенденции развития дошкольного образования в Российской Федерации и в мире, федеральные, региональные и местные инициативы, приоритеты экономического и социального развития
- Анализировать деятельность ДОО, роль в социуме, уровень социального партнерства и степень интегрированности в местное сообщество
- Формировать миссию и стратегию организации, определять целевые показатели развития ДОО
- Обеспечивать разработку программы развития ДОО с ориентацией на федеральные, региональные и местные приоритеты и социальные запросы
- Организовывать оценку ресурсов и возможных источников их привлечения, ограничений и рисков реализации программы развития ДОО
- Утверждать по согласованию с учредителем программу развития ДОО
- Применять программно-проектные методы организации деятельности
- Планировать организационно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность ДОО по обеспечению образовательной деятельности и комплекса мероприятий по присмотру и уходу для реализации программы развития ДОО
- Планировать распределение финансово-экономических, материальных, кадровых, методических, информационных ресурсов ДОО для реализации программы ее развития
- Управлять оперативной деятельностью организации по реализации программы развития
- Организовывать инновационную деятельность в ДОО
- Применять методы, технологии и инструменты мониторинга реализации и оценки результатов осуществления программы развития, системного анализа планов, проектов и ожидаемых результатов развития деятельности ДОО
- Организовывать проведение самообследования ДОО
- Обеспечивать информационную открытость и доступность ДОО, в том числе организовывать работу официального сайта ДОО
- Формировать и представлять регулярную публичную отчетность о состоянии и перспективах развития ДОО
- Реализовывать проекты в сфере цифровой трансформации образовательной организации
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципального района / городского округа сфере дошкольного образования
- Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное, административное, трудовое, антикоррупционное законодательство Российской Федерации, требования охраны труда в части, регулирующей деятельность ДОО
- Стратегические и программные документы федерального, регионального и местного уровня в области дошкольного образования и социально-экономического развития
- Теория, практика и методы управления развитием ДОО (в том числе на основе зарубежных исследований, опыта и разработок), обеспечивающие повышение качества образования и эффективности деятельности организации
- Основы менеджмента в сфере образования, в том числе стратегического, кадрового, инновационного, проектного, финансового менеджмента и менеджмента качества
- Основы цифровизации образовательной организации
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Трудовые действия
- Определение потребностей, направлений и ожидаемых результатов взаимодействия с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами
- Определение форматов взаимодействия, в том числе сетевого взаимодействия
- Обеспечение взаимодействия с участниками образовательных отношений, органами государственной власти, местного самоуправления, учредителем/собственником, общественными и другими организациями, представителями средств массовой информации (далее - СМИ)
- Представление ДОО во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе надзорными органами
- Представление ДОО во взаимодействии с социальными партнерами, общественными организациями, другими образовательными и не образовательными организациями
- Организация и координация социального партнерства с местным сообществом, организациями культуры, досуга и спорта, другими образовательными организациями по реализации образовательных и досугово-развивающих программ, мероприятий и событий
- Обеспечение административно-организационной поддержки взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) обучающихся
- Оценка результатов взаимодействия с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами, при необходимости коррекция деятельности
Необходимые умения
- Определять цели, ожидаемые результаты и форматы взаимодействия с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами
- Обеспечивать взаимодействие с учредителем образовательной организации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, социальными партнерами, профсоюзными организациями, представителями СМИ, родителями (законными представителями) обучающихся
- Представлять ДОО в государственных, муниципальных, общественных и других органах, учреждениях, иных организациях
- Осуществлять социальное партнерство, установленное действующим законодательством Российской Федерации
- Организовывать устную и письменную коммуникацию с представителями учредителя, органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе надзорными органами, социальными партнерами и иными организациями
- Отстаивать интересы ДОО при взаимодействии с учредителем, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями-партнерами
- Управлять взаимодействием педагогов с родителями (законными представителями) обучающихся в рамках основной деятельности ДОО
- Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в управлении образовательной деятельностью ДОО
- Управлять обеспечением информационной открытости ДОО
- Соблюдать протокол деловых встреч и этикет
- Осуществлять контроль и оценку эффективности взаимодействия и представления интересов ДОО
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципального района / городского округа в сфере дошкольного образования
- Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное, административное, трудовое, антикоррупционное законодательство Российской Федерации, требования охраны труда в части, регулирующей деятельность ДОО
- Нормативные требования к информационной открытости образовательной организации
- Технологии и регламенты взаимодействия работников ДОО с родителями (законными представителями) обучающихся
- Технологии и регламенты взаимодействия ДОО с учредителем, органами государственной власти и органами местного самоуправления, профсоюзными организациями, представителями СМИ, социальными партнерами ДОО и иными организациями
- Нормативные документы, регулирующие сетевое взаимодействие ДОО
- Механизмы организации сетевого взаимодействия ДОО
- Нормативные документы по взаимодействию ДОО с надзорными органами
- Правила проведения проверок и документальных ревизий образовательных организаций государственными контрольно-надзорными органами
- Принципы, методы и технологии коммуникации, ведения переговоров, методы отстаивания интересов ДОО при взаимодействии с субъектами внешнего окружения
- Деловой этикет и нормы делового общения, принципы кросс-культурного менеджмента
- Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении ДОО
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Характеристика обобщенных трудовых функций
Возможные наименования должностей, профессий
- Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательной организации
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование - специалитет, магистратура в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление»
- или
- Высшее образование - бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление»
- Высшее образование - бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки»
- Высшее образование - специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) в сфере образования и педагогических наук и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление»
Требования к опыту практической работы
- Не менее пяти лет на педагогических и/или руководящих должностях в образовательных организациях
Особые условия допуска к работе
- Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
- Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних
- Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
- Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие должности
Другие характеристики
При проведении процедуры аттестации на соответствие должности могут быть учтены результаты независимой оценки квалификации.
Отдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной трудовой функции, а также их совокупность в части руководства направлением деятельности или решением отдельных управленческих задач могут выполняться лицами, занимающими должности заместителя руководителя в порядке делегирования им полномочий
Дополнительные характеристики
Трудовые действия
Необходимые умения
Необходимые знания
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Трудовые действия
- Руководство общеобразовательной организацией на основе принципов государственно-общественного управления, включая формирование и поддержку коллегиальных органов управления общеобразовательной организации с привлечением представителей участников образовательных отношений
- Руководство разработкой, актуализацией и утверждением локальных нормативных актов общеобразовательной организации
- Организация приема, перевода обучающихся в общеобразовательную организацию и их отчисления
- Формирование и поддержка организационной культуры общеобразовательной организации
- Планирование, координация и контроль деятельности структурных подразделений общеобразовательной организации
- Руководство административной, финансовой и хозяйственной деятельностью в соответствии с учредительными документами общеобразовательной организации
- Организация доступной и безопасной среды в общеобразовательной организации для обучающихся, родителей (законных представителей) и работников общеобразовательной организации
- Обеспечение реализации кадровой политики, осуществление подбора и расстановки кадров в соответствии с уставом общеобразовательной организации
- Управление деятельностью по привлечению и контролю использования финансовых ресурсов
- Управление имущественным комплексом общеобразовательной организации и его развитием
- Организация и контроль работы системы питания в общеобразовательной организации
- Обеспечение комплексной безопасности общеобразовательной организации
- Управление информационными ресурсами общеобразовательной организации, в том числе официальным сайтом общеобразовательной организации
- Руководство деятельностью по созданию безопасных условий обучения и воспитания, организации питания обучающихся и работников, обеспечению охраны их здоровья и соответствия условий реализации образовательных программ установленным нормам и правилам
- Руководство формированием отчетности о деятельности образовательной организации, анализ данных отчетов и коррекция на этой основе деятельности образовательной организации
Необходимые умения
- Осуществлять текущее руководство образовательной организацией на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности
- Создавать условия для участия участников образовательных отношений в управлении образовательной деятельностью образовательной организации в пределах их компетенции
- Применять в профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие деятельность общеобразовательной организации, разрабатывать соответствующие локальные нормативные акты
- Формировать управленческую команду, распределять обязанности и делегировать полномочия
- Формировать организационную культуру общеобразовательной организации
- Планировать и контролировать деятельность структурных подразделений общеобразовательной организации
- Организовывать системную административно-хозяйственную работу общеобразовательной организации
- Организовывать систему приема, перевода обучающихся в образовательной организации и их отчисления
- Организовывать систему делопроизводства и документооборота общеобразовательной организации
- Обеспечивать исполнение локальных нормативных актов общеобразовательной организации по организации и осуществлению образовательной деятельности
- Организовывать работы по защите персональных данных обучающихся и работников общеобразовательной организации
- Формировать организационную структуру, штатное расписание, планировать потребность в кадрах, организовывать их подбор, прием на работу, допуск к работе, определять должностные обязанности
- Планировать распределение финансово-экономических, материальных, кадровых, методических, информационных ресурсов общеобразовательной организации
- Формировать систему мотивации и условия для профессионального развития педагогических и иных работников общеобразовательной организации, включая дополнительное профессиональное образование
- Формировать фонд оплаты труда и обеспечивать своевременную выплату заработной, пособий и иных выплат работникам общеобразовательной организации
- Организовывать аттестацию работников на соответствие занимаемой должности
- Реализовывать меры по предупреждению коррупции в общеобразовательной организации
- Управлять деятельностью по привлечению и контролю использования финансовых ресурсов
- Формировать документы финансового и управленческого учета, согласование статей бюджета в соответствии с программой развития общеобразовательной организации
- Организовывать и контролировать контрактную, договорную и претензионную деятельность
- Управлять развитием имущественного комплекса общеобразовательной организации, обеспечивать сохранность имущества, средств обучения, оборудования и инвентаря
- Управлять обеспечением безопасной эксплуатации инженерно-технических коммуникаций, оборудования и инфраструктуры общеобразовательной организации
- Организовывать обеспечение энергосбережения и энергетической эффективности здания
- Организовывать и контролировать работу системы питания в общеобразовательной организации
- Формировать в общеобразовательной организации безопасную и доступную среду, обеспечивать выполнение требований охраны здоровья обучающихся, охраны труда и здоровья работников общеобразовательной организации
- Обеспечивать реализацию требований к комплексной безопасности, антитеррористической и противокриминальной защищенности общеобразовательной организации
- Обеспечивать соблюдение правил санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и охраны труда
- Обеспечивать реализацию требований к технологическим (аппаратным и программным), информационным и организационным ресурсам общеобразовательных организаций для развития информационной образовательной среды
- Контролировать административно-хозяйственную и финансовую деятельность общеобразовательной организации
- Организовывать оказание первой помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях
- Пользоваться навыками оказания первой помощи больным и пострадавшим
- Осуществлять мониторинг, анализ, оценку и контроль эффективности и результативности деятельности общеобразовательной организации и коррекцию на основе их данных этой деятельности
- Управлять информационными ресурсами общеобразовательной организации, в том числе организовывать работу официального сайта общеобразовательной организации
- Организовывать ведение отчетности о деятельности общеобразовательной организации и ее представление заинтересованным сторонам
- Обеспечивать соблюдение условий транспортной безопасности перевозок обучающихся
- Использовать в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении общеобразовательной организации
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципального района / городского округа в сфере общего образования
- Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное, административное, трудовое, антикоррупционное законодательство Российской Федерации, требования охраны труда в части, регулирующей деятельность общеобразовательной организации
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, относящиеся к деятельности общеобразовательной организации
- Профессиональные стандарты, характеризующие квалификацию, необходимую для осуществления педагогической и иной профессиональной деятельности (с учетом реализуемых организацией образовательных программ), нормативные правовые основы и методика их применения в управлении персоналом общеобразовательной организации
- Основы менеджмента в сфере образования, в том числе стратегического, кадрового, инновационного, проектного, финансового менеджмента и менеджмента качества
- Принципы и модели государственно-общественного управления образовательными организациями
- Нормативные документы и стандарты в области охраны здоровья обучающихся, охраны труда и здоровья работников общеобразовательной организации
- Нормативные документы по формированию доступной среды в общеобразовательных организациях
- СНиП, относящиеся к общеобразовательным организациям
- Теория и практика финансирования общего образования
- Принципы бюджетирования и контроля расходов общеобразовательной организации
- Основы управления персоналом общеобразовательной организации, включая основы нормирования труда, оценки и мотивации персонала, организацию оплаты и охраны труда
- Основы стратегического планирования
- Порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров в общеобразовательной организации
- Основы делопроизводства и документооборота (в том числе электронного) в общеобразовательной организации
- Нормы профессиональной этики педагогических работников
- Нормы/правила делового этикета и служебного поведения
- Основы бухгалтерского учета, финансового анализа и экономического планирования в общеобразовательной организации
- Основы психологии личности и групп
- Основы менеджмента в образовании
- Основы контрактной системы закупок в общеобразовательной организации
- Способы и техники оказания первой помощи больным и пострадавшим
- Основы управления проектами в общеобразовательной организации
- Нормы и правила комплексной безопасности образовательных организаций
- Требования к информационной образовательной среде общеобразовательной организации
- Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении общеобразовательной организацией
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Трудовые действия
- Руководство развитием общеобразовательной организации с учетом правовых норм законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов муниципального района / городского округа Российской Федерации
- Прогнозирование количественных и качественных параметров развития общеобразовательной организации с учетом социально-экономических, социокультурных и этнокультурных аспектов среды
- Руководство разработкой программы развития общеобразовательной организации совместно с коллегиальными органами управления
- Управление реализацией программы развития общеобразовательной организации, ее ресурсное обеспечение, координация деятельности участников образовательных отношений
- Планирование образовательной, организационно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации в соответствии с учредительными документами общеобразовательной организации и программой развития общеобразовательной организации
- Контроль и оценка результативности и эффективности реализации программы развития общеобразовательной организации
- Обеспечение условий для разработки, апробации и внедрения образовательных инициатив и инноваций
- Реализация государственной политики в сфере цифровой трансформации образовательной организации и развитие цифровой образовательной среды
- Представление публичной отчетности о состоянии и перспективах развития общеобразовательной организации
Необходимые умения
- Анализировать тенденции развития общего образования в Российской Федерации и в мире, федеральные, региональные и местные инициативы и приоритеты экономического и социального развития, эффективные практики деятельности общеобразовательных организаций
- Анализировать деятельность общеобразовательной организации, роль в социуме, уровень социального партнерства и степень интегрированности в местное сообщество
- Формировать миссию и стратегию организации, определять целевые показатели развития общеобразовательной организации
- Разрабатывать стратегию обеспечения качества образовательной деятельности в общеобразовательной организации с привлечением участников образовательных отношений
- Обеспечивать разработку программы развития общеобразовательной организации с ориентацией на федеральные, региональные и местные приоритеты и социальные запросы
- Утверждать по согласованию с учредителем программу развития общеобразовательной организации
- Применять программно-проектные методы организации деятельности
- Применять подходы и методы управления развитием общеобразовательной организации, обеспечивающие повышение качества образования и эффективность деятельности организации
- Планировать организационно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность общеобразовательной организации для реализации программы развития
- Управлять реализацией программы развития общеобразовательной организации, ее ресурсным обеспечением, координировать деятельность участников образовательных отношений
- Производить оценку реализации стратегии развития общеобразовательной организации, определять изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, основные показатели и результаты реализации программы ее развития, обеспечивающие повышение качества образования и эффективность деятельности организации
- Организовывать инновационную деятельность в общеобразовательной организации
- Реализовывать проекты в сфере цифровой трансформации образовательной организации
- Формировать и представлять регулярную публичную отчетность о состоянии и перспективах развития общеобразовательной организации
Необходимые знания
- Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное, административное, трудовое, антикоррупционное законодательство Российской Федерации, требования охраны труда в части, регулирующей деятельность общеобразовательной организации
- Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципального района или городского округа сфере общего образования
- Теория, практика и методы управления развитием общеобразовательной организации (в том числе на основе зарубежных исследований, опыта и разработок), обеспечивающие повышение качества образования и эффективности деятельности организации
- Стратегические и программные документы федерального, регионального и местного уровня в области общего образования и социально-экономического развития
- Тенденции развития общего образования и управления образовательными системами в Российской Федерации и в мире, основные направления развития цифровой экономики и постиндустриального общества
- Основы менеджмента в сфере образования, в том числе стратегического, кадрового, инновационного, проектного, финансового менеджмента и менеджмента качества
- Основы цифровизации общеобразовательной организации
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
Трудовые действия
- Определение потребностей, направлений и ожидаемых результатов взаимодействия с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами
- Определение форматов взаимодействия, в том числе сетевого взаимодействия
- Организация взаимодействия общеобразовательной организации с участниками образовательных отношений, органами государственной власти, местного самоуправления, учредителем (собственником), общественными и другими организациями, представителями СМИ
- Представление общеобразовательной организации во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе надзорными органами
- Представление общеобразовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами, в том числе родителями (законными представителями) обучающихся, общественными организациями, другими образовательными и не образовательными организациями
- Содействие деятельности общественных объединений обучающихся, работников общеобразовательной организации, родителей (законных представителей), осуществляемой в общеобразовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации
- Организация и координация социального партнерства с местным и бизнес-сообществами, организациями культуры, досуга и спорта, другими образовательными организациями по реализации образовательных и досугово-развивающих программ, мероприятий и событий
- Формирование положительного имиджа общеобразовательной организации
- Обеспечение административно-организационной поддержки взаимодействия работников общеобразовательной организации с родителями (законными представителями)
- Контроль и оценка результатов взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами для его дальнейшего развития и совершенствования
Необходимые умения
- Определять цели, ожидаемые результаты и форматы взаимодействия с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами, в том числе сетевого взаимодействия
- Разрабатывать регламенты, механизмы и инструменты взаимодействия с субъектами внешнего окружения, включая органы государственной власти и местного самоуправления
- Обеспечивать взаимодействие с учредителем образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся, органами государственной власти и органами местного самоуправления, профсоюзными организациями, представителями СМИ, социальными партнерами общеобразовательной организации
- Представлять общеобразовательную организацию в государственных, муниципальных, общественных и других органах, учреждениях, иных организациях
- Осуществлять и развивать социальное партнерство, установленное действующим законодательством Российской Федерации
- Проводить публичные выступления и организовывать устную и письменную коммуникацию с представителями учредителя, органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе надзорными органами, социальными партнерами и иными организациями
- Лоббировать интересы общеобразовательной организации при взаимодействии с учредителем, органами государственной власти, органами местного самоуправления, социальными партнерами
- Организовывать на уровне общеобразовательной организации процессы, связанные с лицензированием и аккредитацией
- Управлять обеспечением информационной открытости и доступности общеобразовательной организации
- Организовывать взаимодействие с надзорными органами и органами государственного и ведомственного контроля (надзора) в сфере образования, контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, обеспечивать содействие их деятельности, размещение на сайте общеобразовательной организации результатов проверок, реализацию предписаний контрольных и надзорных органов
- Содействовать формированию и функционированию деятельности профессиональных педагогических сообществ по вопросам обучения и воспитания
- Управлять формированием событийного пространства общеобразовательной организации
- Координировать деятельность участников образовательных отношений, предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, возникающие при реализации образовательных программ
- Осуществлять контроль и оценку эффективности взаимодействия и представления интересов общеобразовательной организации
Необходимые знания
- Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципального района / городского округа в сфере общего образования
- Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное, административное, трудовое, антикоррупционное законодательство Российской Федерации, требования охраны труда в части, регулирующей деятельность общеобразовательной организации
- Нормативные требования к информационной открытости образовательной организации
- Технологии и регламенты взаимодействия работников общеобразовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся
- Технологии и регламенты взаимодействия общеобразовательной организации с учредителем, органами государственной власти и органами местного самоуправления, профсоюзными организациями, представителями СМИ, социальными партнерами общеобразовательной организации и иными организациями
- Нормативные документы, регулирующие сетевое взаимодействие общеобразовательной организации
- Механизмы организации сетевого взаимодействия общеобразовательной организации
- Нормативные документы по взаимодействию общеобразовательной организации с надзорными органами
- Правила проведения проверок и документальных ревизий образовательных организаций государственными контрольно-надзорными органами
- Принципы, методы и технологии коммуникации, ведения переговоров, методы лоббирования интересов общеобразовательной организации при взаимодействии с субъектами внешнего окружения
- Технологии организации событийного пространства
- Технологии урегулирования конфликтов
- Иностранный язык (базовые знания)
- Основы психологии личности и групп
- Деловой этикет и нормы делового общения, принципы кросс-культурного менеджмента
Требования к опыту практической работы
Требований нет
Другие характеристики
- Слесарь по ремонту реакторно-турбинного оборудования
- Специалист по диспетчерско-технологическому управлению нефтегазовой отрасли
- Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики
- Работник по контролю за состоянием железнодорожного пути и искусственных сооружений железнодорожного транспорта
- Работник по эксплуатации оборудования солнечных электростанций
- Специалист по проектированию автоматизированных систем управления технологическими процессами объектов использования атомной энергии
- Оператор инжекционно-литьевой машины (термопластавтомата)
- Работник по оперативному управлению гидроэлектростанциями / гидроаккумулирующими электростанциями
- Конструктор в автомобилестроении
- Работник пассажирских сервисов метрополитена
- Работник по эксплуатации трубопроводов нефти и нефтепродуктов
- Инженер-проектировщик фотошаблонов для производства наносистем (включая наносенсорику и интегральные схемы)
- Специалист по поддержке программно-конфигурируемых информационно-коммуникационных сетей
- Оператор оборудования глубокой печати
- Специалист по автоматизации и механизации технологических процессов термического производства
- Оператор электроэрозионных копировально-прошивочных станков
- Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
- Специалист в области вероятностного анализа безопасности для атомных электростанций
- Специалист технического заказчика
- Работник по комплексному обслуживанию пути и контактного рельса метрополитена
- Специалист в области проектирования насосных станций систем водоснабжения и водоотведения
- Специалист в области биоэнергетических технологий
- Работник по техническому обслуживанию насосных или компрессорных установок инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (в системах водо- и теплоснабжения)
- Специалист по организации и проведению лабораторного контроля качества материалов и запасных частей, применяемых при ремонте, техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава и объектов железнодорожной инфраструктуры
- Специалист по научно-техническим разработкам и испытаниям в области производства труб из наномодифицированной стали